В отсутствие наличия. Вакцинам больше доверяют там, где их нет

Аналитики последствий затянувшейся пандемии сигнализируют: мы довольно быстро учимся находить экстренные экономические решения в сложившихся обстоятельствах, однако кризис доверия к структурам, управляющим жизнью общества, мешает нам перейти к эффективному противостоянию эпидемической напасти.

Эксперты Российского экономического университета им. Г.В.Плеханова (РЭУ) и НИУ «Высшая школа экономики» (НИУ ВШЭ) выявили тренды, сложившиеся в нашей стране на рынке труда и в сфере предпринимательской деятельности с момента введения антиковидных ограничений в марте 2020 года. Согласно оценке аналитиков РЭУ, изменились все параметры рынка рабочей силы. Уровень безработицы вырос всего на 1,5%, но небывало увеличилась численность официально зарегистрированных безработных. Этому, как полагают эксперты, способствовали государственные меры поддержки (упрощение регистрации на бирже труда и рост объема соответствующих пособий).

Благодаря революционному внедрению новых технологий распространились удаленная и комбинированная формы занятости, меняется профессионально-квалификационная структура рабочей силы, а самыми востребованными становятся специалисты с компетенциями в области информационных технологий. Развивать бизнес в режиме онлайн помогают искусственный интеллект и роботизация. За период с начала пандемии заработная плата IT-специалистов, веб-дизайнеров, интернет-маркетологов и аналитиков выросла по стране на 30-80%, особенно в регионах. Высок спрос на представителей новых профессий: архитекторов данных, цифровых лингвистов, дата-аналитиков и дата-сайентистов. Эксперты отмечают: региональные рынки труда в условиях перехода на дистанционную работу стали активнее и серьезно конкурируют со столичным, что обещает снижение диспропорций в доходах. Отчасти аналитики объясняют это тем, что в центрах деловой жизни заработные платы и так были завышены, а в регионах достаточно высококлассных специалистов, которые теперь могут предложить свои услуги в удаленном формате. Еще одна тенденция — рост спроса на рабочий персонал из-за оттока мигрантов, особенно в строительстве, доставке, транспорте и ЖКХ. Преодолеть дефицит таких кадров не удается даже путем повышения зарплат.

Продолжил снижаться уровень предпринимательской активности, однако этот спад, начавшийся в 2016 году, в период пандемии замедлился из-за моратория на банкротство. По данным Института статистических исследований и экономики знаний НИУ ВШЭ, в 2020 году были созданы около 225 тысяч юридических лиц, а закрылись порядка 533 тысяч. Доля ушедших с рынка организаций составила 18% от общего числа функционирующих в настоящее время, тогда как доля созданных не достигла и 8%.

Аналитики опирались на информацию из базы данных «СПАРК-Интерфакс» о российских организациях, действующих и ликвидированных в 2015-2020 годах.
В общей сложности эксперты «Вышки» проанализировали эту активность в 75 отраслях и 85 субъектах РФ. Выяснилось, что выросла она только в сферах добычи металлических руд и предоставления социальных услуг, а более половины ликвидированных в прошлом году организаций занимались оптовой и розничной торговлей, строительством, проведением специализированных строительных работ и операциями с недвижимостью.

Наиболее устойчивыми в пандемию оказались 12 видов деятельности. По сравнению с предыдущей пятилеткой положительная динамика предпринимательской активности наблюдается, в частности, в производстве лекарственных средств и материалов, применяемых в медицине, в сферах культуры и образования, научных исследований и разработок, лесоводства и лесозаготовок и других. Наибольший спад наблюдался в ЖКХ, на транспорте, в области рекламы, ремонта, строительства, туризма, услуг аренды и лизинга, торговле автомобилями.

Специалисты НИУ ВШЭ также внесли свой вклад в международное исследование, в рамках которого выяснялось отношение к вакцинации против COVID-19 в разных частях мира. Данные по многим развитым странам уже публиковались, однако ситуация в развивающихся до сих пор сис­темно не анализировалась. Этим и занялась междисциплинарная команда, в которую вошли представители более чем 30 научных центров, включая Берлинский центр социальных наук (WZB) и Йельский университет, а от России — ученые из Международного центра изучения институтов и развития НИУ ВШЭ (МЦИИР НИУ ВШЭ). Результаты исследования были опубликованы в журнале Nature Medicine.

В июне-январе 2020-2021 годов в его рамках были опрошены более 20 тысяч респондентов из 10 стран «Глобального Юга» (Азии, Латинской Америки и Африки), а также порядка 24 тысяч из России и США. Средний уровень принятия вакцин в развивающихся странах составил 80% и варьируется от 67% до 97%. Эти показатели оказались значительно выше, чем у приступивших в числе первых к разработке и массовому производству вакцин США (65%) и России (30%). Опасения по поводу побочных эффектов вакцинации останавливают 79% американцев, 37% россиян и 41% жителей стран Юга. В действенности вакцин в США сомневается 47% опрошенных, у нас — 30%, а у остальных респондентов — только 19%. Причину сомнений россиян и американцев ученые видят в отсутствии продуманной информационной кампании с участием врачей и СМИ, которая должна была поддержать регуляторов к моменту одобрения вакцин. Как отметил соавтор исследования, научный сотрудник МЦИИР НИУ ВШЭ Георгий Сюняев, «в результате как врачи, так и рядовые граждане стали опираться на нерепрезентативные и непроверенные данные, что может создавать ложные представления о пользе и рисках вакцинации».

Еще одна версия, объясняющая разницу отношения к вакцинации в исследуемых группах стран, опирается на тот факт, что в России и США риски разного рода эпидемий существенно ниже, чем в государствах «Глобального Юга». Там, где проблема контроля и предупреждения вспышек заболеваний стоит остро всегда, любые вакцины воспринимаются иначе.

Заместитель директора ­МЦИИР НИУ ВШЭ Екатерина Борисова обратила внимание на то, что число российских респондентов, затруднившихся однозначно определить свое отношение к вакцинации (около 28%), довольно велико. «Это и есть те люди, которым не хватило информации для принятия решения и которые могут быстро отреагировать на нее. Формирование доверия к вакцинам — главный канал их продвижения, и потенциал для этого есть», — уверена эксперт.

Татьяна Возовикова

Нет комментариев