Помнить о подвиге. Архив РАН открывает новые страницы военной истории академии

Тяжелые и героические годы Великой Отечественной войны уходят все дальше в прошлое. Все меньше остается очевидцев событий тех лет, переживших войну и выстрадавших Победу. Но память и правду о той эпохе хранят архивы.

В Архиве Российской академии наук собраны многочисленные свидетельства, повествующие о том огромном вкладе, который внесла советская наука в обеспечение побед на фронте и в тылу.

Накануне Дня Великой Победы заместитель директора Архива РАН по научной работе кандидат исторических наук Надежда ОСИПОВА рассказала «Поиску» о том, как формируются фонды и представляются результаты исследований, относящиеся к военному периоду работы Академии наук.

— Надежда Михайловна, Архив РАН не только обрабатывает и хранит уникальные исторические документы, но и представляет их на тематических выставках. Доступны ли эти материалы по окончании мероприятий? Можно ли посмотреть, например, экспозиции, подготовленные архивом к 75-летию Победы и имевшие большой успех?
— Презентации многих наших выставок публикуются на сайте «Архивы РАН». Мы регулярно пополняем эту электронную коллекцию. Есть в ней и проводившееся в течение 2020 года выставки, посвященные юбилею Победы. Доступны для просмотра, в частности, такие разделы, как «Вклад ученых в Победу», «Роль ученых АН СССР в достижениях военной медицины», «Военно-шефская комиссия АН СССР в годы Великой Отечественной войны».

Многие документы, а также статьи, выпущенные к этой памятной дате, были представлены также в нашем ежегодном издании «Архивный поиск». Открыта постоянно действующая экспозиция «Прорыв. Наука XX века», один из разделов которой посвящен работам ученых по оборонной тематике.

Кроме того, в 2021-м вышел очередной (шестой) том издания «Летопись Российской академии наук», относящийся к 1940-1945 годам. В нем собран, пожалуй, наиболее полный комплект данных по военному периоду деятельности академии.

— Что нового по этой теме появилось в текущем году?
— В феврале мы провели выставку к 80-летию завершения Сталинградской битвы. Были представлены результаты исследований специалистов Академии наук, досконально изучавших одно из важнейших и крупнейших сражений Великой Отечественной войны.

— Пополняется ли архив новыми документами военной летописи?
— Сегодня пополнение этого раздела идет, конечно, уже не так активно, как раньше. Хотя в передаваемых архиву личных фондах нередко встречаются документы, связанные с войной, и за счет них раздел постоянно обновляется. Тему Сталинградской битвы мы смогли высветить в новом ракурсе благодаря фондам двух известных ученых — академика Александра Михайловича Самсонова, крупного специалиста по истории Второй мировой войны, и академика Ивана Михайловича Майского, который в 1932-1943 годах был чрезвычайным и полномочным послом в Великобритании, участвовал в работе Ялтинской и Потсдамской конференций.

Кстати, Архив РАН регулярно проводит выставки новых поступлений «Дар бесценный», в ходе которых мы сквозь призму документов, поступивших на хранение в течение очередного года, рассказываем о жизни и профессиональной деятельности ученых, с именами которых связаны переданные нам материалы.

— На какие из хранящихся в Архиве РАН документов военной поры вы бы обратили особое внимание?
— Буквально на следующий день после начала войны состоялось поистине историческое событие — экстренное заседание Президиума АН ССР, в ходе которого было принято решение сосредоточить все силы на выполнении задач по укреплению военной мощи страны. Планы научно-исследовательских работ срочно перекраивались в соответствии с потребностями фронта и тыла. Документы о том, как готовились и реализовывались эти важнейшие решения, на мой взгляд, представляют огромный интерес.

Заслуживают восхищения пи-онерские работы научных коллективов по оборонной тематике и в интересах народного хозяйства, выполненные в экстремальных условиях и в кратчайшие сроки.
В хранящемся у нас фонде академика Мстислава Келдыша содержатся уникальные документы о том, как он работал в военное время над проблемами вибраций в самолетостроении и успешно их решал.

Огромную пользу фронту принесли академические комиссии по мобилизации на нужды фронта ресурсов отдельных регионов — Поволжья и Прикамья, а также Урала, Западной Сибири и Казахстана.

Многие известные академики передавали в фонд обороны личные средства.

Конечно, впечатляют и подвиги непосредственно участвовавших в боях ученых. Последние поступления мы получили из фондов известных генетиков Иосифа Абрамовича Раппопорта, который прошел путь от командира взвода до начальника оперативного отделения штаба дивизии, и Владимира Павловича Эфроимсона, лейтенанта, а затем капитана медслужбы, после войны незаконно репрессированного.

Хочу подчеркнуть, что описи поступивших в Архив РАН фондов находятся на сайте. Все интересующиеся историей Академии наук могут посмотреть, что в них хранится, и познакомиться с документами в нашем читальном зале.

— Достижения физиков, химиков, математиков, биологов, медиков в военные годы благодаря вашей работе давно стали достоянием общественности, о них пишут книги, снимают фильмы. Но есть и менее известные страницы истории, которые отражены в электронных выставках архива. На меня, например, произвела большое впечатление экспозиция, посвященная работе Военно-шефской комиссии, которая была создана на основе возникшего еще до войны Совета жен академиков.
— Действительно, многие члены семей ученых (и вовсе не только академиков), находясь в эвакуации, работали в тыловых госпиталях. Быстро овладев необходимыми навыками, эти женщины становились санитарками, ассистировали на операциях, проводили в качестве сиделок дни и ночи у постелей тяжелораненых. Помогали и по-другому — организовывали ремонт палат, приобретали необходимое оборудование, обеспечивали пациентов питанием, устраивали концерты и лекции для выздоравливающих.

Невозможно без волнения читать благодарности бойцов, лишившихся конечностей в результате ранений, которых жены ученых поддержали в трудную минуту, помогли вернуться к нормальной жизни, получить новую профессию.

Говоря о не очень известных страницах военной истории академии, не могу не упомянуть о близком мне примере. В октябре 1941 года, когда немцы стояли под Москвой, а в организациях массово жгли архивы, сотрудница Московского отделения Архива Академии наук А.Н.Прокофьева, действуя на свой страх и риск, спасла находившиеся в хранилище документы. Благодаря этому смелому поступку уцелел огромный пласт бесценных исторических материалов.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев