Игры перьев. Уникальная выставка открылась в Санкт-Петербурге

Выставка «Жванецкий и Габ­риадзе. Линии» открылась в Санкт-Петербургском академическом драматическом театре им. В.Ф.Комиссаржевской. По словам вдовы писателя Натальи Жванецкой, Михаилу Михайловичу всегда было важно знать, что его помнят, он искал подтверждение этому на просторах Интернета. И память о нем действительно жива, что подтвердил питерский театр, разместив в фойе выставку фотографий, рукописей и рисунков к книгам Жванецкого и сыграв в день 89-летия сатирика, 6 марта, спектакль по его произведениям «В осколках собственного счастья». Известность Жванецкий приобрел именно в ленинградский период своей жизни, творя в маленькой квартирке на улице Стойкости, которую часто называл «улицей Терпимости». Родившиеся в СССР наизусть помнят его миниатюры «В греческом зале…» или «Нормально, Григорий», написанные для театра Аркадия Райкина.

Другим полноправным героем выставки стал грузинский художник Резо Габриадзе. Помимо иллюстраций к книгам своего друга Михаила Жванецкого Габриадзе написал сценарии к фильмам Георгия Данелии «Мимино», «Не горюй» и «Кин-дза-дза!», а также создал для Санкт-Петербурга шуточные памятники Чижику-Пыжику на Фонтанке и носу майора Ковалева на Невском.

«И Жванецкий, и Габриадзе были людьми занятыми и виделись, конечно, редко, — вспоминает Наталья Жванецкая. — Но когда встречались, возникало такое ощущение, что расстались вчера. Они были очень похожи: по характеру, чувству юмора, какой-то душевной широте…»

Важный экспонат выставки — инсталляция в честь знаменитого портфеля сатирика, доставшегося ему в наследство от отца Эммануила Жванецкого, работавшего участковым врачом в Одессе. Из громадного портфеля «вываливается» ворох подвешенных на нитях рукописных листков. Одна из цитат, кстати, посвящена ученым: «Если мы заставим ученых говорить о научных проблемах в упрощенной форме, мы поймем, но они разучатся. Это совсем, совсем другие люди, говорящие на непонятном языке молекулярных соединений». К представителям науки Жванецкий всегда относился с большим уважением — за нестандартный подход к жизни. В частности, любил рассказывать, как физики научили его пить спирт, охлажденный жидким азотом. Портфель запечатлен и на рисунках Габриадзе: крошечный Жванецкий тонет в бурном море, спасая свой любимый портфель, или греет ноги в тазике, опять же не выпуская драгоценный портфель из рук.

Спектакль по произведениям Жванецкого режиссер Григорий Дитятковский поставил в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской несколько лет назад, знаменитый сатирик еще успел увидеть свои творения на сцене. Пьеса «Концерт для…» до этого ставилась лишь раз, в 1970-е годы, Григорий Дитятковский определил ее жанр как «задушевный вечер». Подарить такой вечер питерским зрителям именно 6 марта, чтобы они вспомнили Жванецкого, предложил художественный руководитель театра Виктор Новиков.

Что касается выставки, это своего рода пробный шар. В распоряжении семьи писателя — несколько десятков рисунков Резо Габриадзе и несметное количество рукописей самого Жванецкого. К 90-летию писателя, то есть через год, обновленная выставка поедет по городам России, в частности, в Новосибирский Академгородок. Пока же с фотографиями, рисунками, рукописями и инсталляциями, имеющими отношение к творчеству двух гениев, могут ознакомиться петербуржцы — сначала в Театре им. В.Ф.Комиссаржевской, затем в Российской национальной библиотеке, которой Наталья Жванецкая подарила новые, уже, к сожалению, посмертные, издания произведений сатирика.

Ольга Колесова

Фото пресс-служба Театра им. В.Ф.Комиссаржевской

Нет комментариев