В Совете Федерации обсудили поправки о просветительстве

30.03.21

В Комитете Совета Федерации по науке, образованию и культуре прошло обсуждение нашумевших поправок о просветительстве, которые вносятся в закон об образовании. Как отметила председатель комитета Лилия Гумерова, дискуссия инициирована в связи с поступившими обращениями из Президиума РАН, Координационного совета профессоров РАН, российского комитета Международного совета музеев и ряда других организаций.

«К сожалению, под видом просветительской деятельности иногда продвигается совершенно не тот контент и отнюдь не идеи просвещения: делается попытка залезть в умы, сердца и души наших детей, — сказала Лилия Салаватовна. — Поэтому мы полагаем, что правовое понятие просветительской деятельности, которого сегодня нет в законодательстве РФ, обязательно должно быть урегулировано».

Сенатор сразу же дала понять, что решение о принятии законопроекта отменено не будет: «Вместе с РАН нам необходимо отработать концептуальные подходы к разработке нормативно-правовых актов, ориентированных на содействие в реализации положений закона».

Позицию Академии наук озвучил заместитель президента РАН, член-корреспондент РАН Сергей Люлин. Он напомнил, что Президиум академии единогласно высказался против законопроекта, назвав его «излишним» и ставящим под угрозу выполнение нацпроектов в сфере науки и образования.

По мнению члена-корреспондента РАН Юрия Ковалева, который сам активно занимается просветительской деятельностью, законопроект лишь вносит дополнительные сложности.

«Мировой и российский опыт показал, что бороться с лженаукой запретами не получается. Этим законом вы боретесь не с лженаукой, а с просветительством», — сказал Юрий Юрьевич.

Ученый уверен: принятие закона создаст дополнительные проблемы в деле привлечения ведущих ученых из-за рубежа и приведет к ограничению и без этого небольшого потока таких специалистов, а это противоречит заявленным государствам целям. Он также обратил внимание на то, что просветительство определяется в проекте как деятельность за пределами образовательных программ, при этом поправки вносятся в закон об образовании. Закон настолько рамочный, что непонятно, что будет с его применением, каковы будут ограничения, отметил Ковалев. Поправки кажутся бесполезными, сказал он, ведь в существующем законодательстве достаточно норм, регламентирующих меры по борьбе с теми опасностями, которые видят авторы законопроекта.

Один из разработчиков проекта, член комитета Совета Федерации по конституционному законодательству и государственному строительству Елена Афанасьева объяснила появление поправок тем, что понятие просветительской деятельности до сих пор законом не определено, и это приводит «к множественным толкованиям такой деятельности, в том числе деструктивными силами». По словам Афанасьевой, в правовых государствах, просветительская деятельность регулируется, и не так, как в России – «по понятиям».

Афанасьева информировала, что создана рабочая группа, которая будет «мониторить» исполнение закона и взаимодействовать с правительством в выработке соответствующих нормативных актов. Возглавить группу согласилась заместитель председателя комитета СФ по конституционному законодательству и государственному строительству Любовь Глебова. По ее мнению, закон обезопасит научную деятельность.

«Надо верить в профессионализм той процедуры, которая называется законотворческая деятельность, — заметила Глебова. — Я называю этот закон законом возможностей. Министерства все отрегулируют».

Замминистра науки и высшего образования Петр Кучеренко поблагодарил разработчиков законопроекта «за непосильную ношу и тяжелый труд», вспомнив о том, как в свое время принимались поправки в закон о свободе совести.

«Я не сравниваю РАН с обществом Кришны, но ее опасения кажутся чрезмерными и излишними»,

— сказал чиновник, добавив, что в министерстве уже ведется разработка соответствующего нормативного акта, который пройдет общественное обсуждение всеми гражданами РФ.

В конце обсуждения Гумерова поинтересовалась у разработчиков, могут ли они гарантировать, что не придется вносить изменения в учредительные документы организаций, а закон не будет применяться в качестве карательного.

«Я не могу вам отвечать за действия правительства», — заявила Афанасьева.

Аргументы РАН имеют право на существование, но цена рисков, связанных с целостностью страны, выше, ответила Гумерова.

«Следующий этап – работа с ручкой и карандашом, — сказала председатель комитета. — Остановимся на этих позициях, доложим Матвиенко, и комитет отработает нормативные правовые акты и методические рекомендации. А дальше будем думать об отдельном законе о просветительской деятельности».

https://youtu.be/U5oPddYrOns

 

Нет комментариев