Свободу циркуляции! Как подстегнуть академическую мобильность молодых ученых - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Свободу циркуляции! Как подстегнуть академическую мобильность молодых ученых

5 сентября 2022 года Президент России утвердил Концепцию гуманитарной политики Российской Федерации за рубежом. Она четко очерчивает круг ценностей, с которыми страна выходит в глобальный мир для лучшего ее понимания и восприятия. Основное ее направление в области науки и образования, как обозначает Концепция, – повышение уровня научных исследований и разработок и продвижение их на мировом рынке. Положению дел в этой области посвящено исследование «Академическая мобильность молодых российских ученых в контексте международного научно-технического сотрудничества: формы, тенденции, подходы к регулированию (От модели “утечки умов” к модели “циркуляции мозгов”)», подготовленное доктором социологических наук, заместителем директора Института демографических исследований Федерального научно-исследовательского социологического центра РАН Тамарой Ростовской и ведущим научным сотрудником, кандидатом юридических наук Верой Скоробогатовой. Работа выполнена при поддержке РФФИ. «Поиск» поинтересовался у авторов, отвечает ли наша нормативно-правовая база поставленным задачам?

– По нашему мнению, в России система мер, направленных на государственную поддержку академической мобильности ученых, сегодня носит несистемный, эпизодический характер. В основном она реализуется в рамках государственных программ и грантов фондов, однако в целом ее объемы незначительны, особенно для молодых ученых. Так, в ФЗ-273 «Об образовании в Российской Федерации» упоминается термин «академическая мобильность», но фактически не раскрываются понятие и инструменты сетевого взаимодействия образовательных организаций с иностранными партнерами. Речь не только об «академической мобильности», не разъяснены и ряд других: «совместная образовательная программа», «виртуальная мобильность», «экспорт образования», «интернационализация», «трансграничное образование», «сетевое взаимодействие образовательных организаций» и т. д. За рубежом же мобильность рассматривается как основная предпосылка для создания успешной и конкурентоспособной карьеры. Широко используется институт постдокторантуры, т. н. научной практики после защиты диссертации. Во многих странах постдокторантура – это обязательный этап научной карьеры после получения докторской степени для тех, кто в дальнейшем планирует работать в академических или научно-исследовательских организациях. Для многих ученых этот период является поворотным моментом в карьере.

Отметим, что для привлечения зарубежных талантливых молодых ученых в Россию существует серьезный барьер в виде процедуры признания иностранной ученой степени, – у нас она крайне сложная и забюрократизированная. Так Административным регламентом Минобрнауки РФ по предоставлению государственной услуги по признанию ученых степеней и ученых званий, полученных за рубежом, требуется обязательное предоставление перевода полного текста диссертационной работы на русский язык. Требование, по нашему мнению, носит избыточный характер, создает серьезный барьер для приглашения высококвалифицированных специалистов. Тем более что давно известны универсальные инструменты подтверждения научной активности, в том числе индексы цитирования, список публикаций, доля публикаций в международных базах и т. д.

Проведенный в рамках исследования опрос научных работников и организаторов академической мобильности показал целый ряд ключевых проблем: отсутствие институциональных механизмов поддержки академической мобильности, к которым можно отнести законодательное обеспечение, государственную финансовую поддержку, эффективное межведомственное взаимодействие для обеспечения академической мобильности (наличие оператора или агентства), информационное обеспечение данной деятельности (отсутствие сайта с информацией обо всех конкурсах и грантах по поддержке академической мобильности молодых ученых), фактически отсутствие системного подхода к развитию академической мобильности на государственном и институциональном уровнях и создания благоприятных условий для развития международного сотрудничества в области образования и науки. Однако отметим, что за последние два года появились серьезные позитивные изменения в правовой базе. Хочется думать, не без нашего участия, то есть результатов гранта РФФИ.

– Можно подробнее о позитивных изменениях?
– Во-первых, Министерство науки и высшего образования РФ выступило с инициативой ввести понятие «молодой ученый» в Федеральный закон «О науке и государственной научно-технической политике».

Проект закона внесен в Государственную Думу и предлагает считать молодым ученым гражданина в возрасте до 35 лет включительно, профессионально занимающегося научной или научно-технической деятельностью. Необходимо признать особый статус молодых ученых в России и создавать условия для их профессиональной деятельности.

Во-вторых, позитивным примером поддержки образовательной миграции отметим ключевые политические решения последних двух лет. Прежде всего это увеличение бюджетной квоты для обучения иностранных студентов в РФ: с 15 000 человек до 18 000 человек в 2021 году, в 2022-м – до 23 000 человек, а, начиная с 2023 года, – на 30 000 человек. Данная квота дает право иностранным студентам на бесплатное обучение на весь срок образовательной программы, ежемесячную стипендию в виде фиксированных выплат, место в общежитии университета, если у него таковое имеется. Обозначена задача увеличения доли аспирантов в общем количестве квотников.

29 июля 2022 года Постановлением Правительства РФ утверждено Положение о грантовой поддержке талантливых иностранных граждан и лиц без гражданства, обучающихся в российских организациях, осуществляющих образовательную деятельность на территории страны, согласно которому талантливые иностранные студенты могут претендовать на компенсацию транспортных расходов для прибытия к месту обучения в РФ; ежемесячную денежную выплату, которая осуществляется в течение учебного года при условии прохождения промежуточной аттестации по всем предметам с оценкой успеваемости не менее чем «хорошо»; приобретение полиса добровольного медицинского страхования или оплату общежития. Данная поддержка планируется с 2023 года в рамках федерального проекта «Россия – привлекательная для учебы и работы». Одним из условий для магистрантов, аспирантов, ординаторов выступает совмещение обучения с работой (не более 4,5 тысячи человек), а для 4 тысяч человек среди обучающихся очно по дополнительным профессиональным программам – обязательство по трудоустройству на территории РФ.

– Какова, на ваш взгляд, роль гранта РФФИ?
– Прежде всего грант (18-29-15043) помог систематизировать огромный объем информации в этой сфере, изучить международный опыт, провести мониторинг ситуации, разработать различные модели академической мобильности, выработать предложения законодательного характера и по мониторингу ситуации. Важно оказалось выявить
организационно-правовые механизмы реализации модели активного формирования миграционной мобильности в пользу России: путем развития фондов и масштабных программ поддержки академической мобильности молодых ученых; составления рекомендации по совершенствованию научно-образовательной, социально-экономической и миграционной политики РФ в части привлечения молодых ученых, аспирантов в нашу страну. Мы опубликовали две монографии, значительное количество статей, наши материалы обсуждены на мероприятиях различного уровня.

В рамках проекта также была разработана Концепция правового регулирования миграционной научно-образовательной политики в контексте экспорта российского образования до 2025 года. Она представляет собой систему принципов, подходов и приоритетов в сфере правового регулирования общественных отношений, возникающих в процессе реализации конституционно-правовых основ миграционной образовательной политики в контексте экспорта образования.
По итогам анкетирования, анализа нормативно-правовых актов, изучения зарубежного опыта, экспертных опросов были сформированы рекомендации по совершенствованию научно-образовательной, социально-экономической, демографической и миграционной политики РФ в части привлечения в нашу страну молодых ученых, аспирантов и магистрантов. Так, в области научно-образовательной политики мы предложили:

а) Создание благоприятной инфраструктуры для научных исследований, свободной от административных издержек и непрофильной нагрузки для исследователя. То есть организацию финансовой отчетности без участия научных сотрудников; исключение промежуточной отчетности по НИР (оставить только итоговую); допущение возможности расходования средств без жесткой привязки к финансовому году; организацию долгосрочных программ исследований с соответствующим бюджетированием.

б) Формирование индивидуальных исследовательских треков для талантливых иностранных студентов в российских вузах. Это могут быть исследовательские магистерские треки для иностранных студентов, их трудоустройство на университетских кафедрах (в качестве ассистентов), участие в исследованиях университетов. Для талантливых иностранных выпускников и аспирантов, чтобы удержать их в качестве научных сотрудников в российских университетах, можно инициировать специальную программу грантовой поддержки.

в) С учетом опыта, полученного во время пандемии, необходимо формировать цифровое сетевое пространство для научного взаимодействия и коммуникаций, создание виртуальных лабораторий, цифровых портфолио исследователей.

В социально-экономической политике крайне важны мероприятия по повышению привлекательности карьеры ученого: повышение размера стипендий магистрантам, участвующим в исследованиях, аспирантам – до уровня средней зарплаты по регионам; создание грантовой системы поддержки талантливого исследователя на всех этапах его развития.

– Но в сегодняшних геополитических условиях наша научная молодежь может оказаться в изоляции?
– Думаем, не окажется, если мы просто сменим геополитический вектор. Станем, например, ориентироваться на страны БРИКС, ШОС, СНГ. А поможет нам в этом выработанный правовой универсальный инструментарий.

Подготовил Юрий ДРИЗЕ

Нет комментариев

Загрузка...
Новости СМИ2