Ставка на станки. РАН поможет в возрождении ключевой отрасли

Президиум РАН продолжил обсуждение темы взаимодействия Российской академии наук с промышленностью. Одна из отраслей, нуждающихся в серьезной научной поддержке, — станкостроительная. О состоянии дел в ней рассказал не так давно ставший ректором МГТУ «СТАНКИН» Владимир Серебренный. Его содокладчики развили тему, рассказав о современном технологическом базисе станкостроения, применении станков с числовым программным управлением и так далее.

Дискуссия назрела давно, ведь станкостроительная отрасль является краеугольным камнем всего машиностроения. Еще классики политэкономии подчеркивали важность производства средств производства. Надо сказать, правительство в последнее время не оставляло отрасль без внимания. В прошлом году премьер-министр РФ Михаил Мишустин утвердил правила субсидирования производителей станкоинструментальной продукции и Стратегию развития станкоинструментальной промышленности, в соответствии с которой объем производства этой продукции к 2035 году должен вырасти в 2,4 раза по сравнению с 2019-м. В марте 2022 года российские производители металлообрабатывающего оборудования и станков, устройств числового программного управления и отдельных видов инструментов были освобождены от казначейского сопровождения авансовых платежей, предоставляемых им в рамках исполнения контрактов за счет государственных субсидий и бюджетных инвестиций.

«Отрасль — очень хороший маркер развития промышленности в целом, — отметил Владимир Серебренный. — Она первой падает в условиях кризиса и последней восстанавливается. С учетом емкости рынка это достаточно низкорентабельная отрасль и при этом критическая для существования всего направления промышленного производства. Сегодня ситуация складывается таким образом, что нужно говорить не просто о поддержке, а о полном возрождении станкоинструментального производства».

Как сообщил ректор, в СССР в 1942 году в условиях войны были выпущены 23 тысячи станков. В середине 1970-х годов их выпуск в Союзе составлял уже 230 тысяч штук в год. Только в РСФСР производилось порядка 108 тысяч. В 1990 году цифры соответственно составляли уже 157 тысяч штук и 74 тысячи (из которых 16 тысяч — станки с ЧПУ). Но время шло, и в 2021 году уже в новой России было произведено менее 5 тысяч станков. Целевой план ежегодного их выпуска в стране сегодня составляет порядка 400 штук. Также на заседании президиума было отмечено, что в СССР отрасль обслуживали около 40 научных институтов, а сегодня едва ли пяток наберется.
Доля станкостроения в ВВП РФ — всего 0,02%, что в относительных значениях примерно в 20 раз ниже, чем в Германии. Сегодня в отрасли работают около 30 крупных и средних предприятий. По данным Минпромторга, российские производители станкостроения занимают 33% российского рынка. При этом доля импортоключевых комплектующих, таких как шпиндели, ЧПУ, шариковинтовые пары, направляющие и т. д., составляет от 80 до 95%.

За последние годы Минпромторг и ведущие отраслевые холдинги, в том числе ГК «Ростех», провели значительную работу, связанную с консолидацией отраслевых активов, для формирования интегрированных структур станкостроения, точечной поддержкой сохранившихся в отрасли компетенций и коллективов. В частности, в 2020 году объем выпуска станкоинструментальной продукции в денежном выражении вырос на 16,8%.

«Этот задел позволяет обеспечить централизацию планирования и высокую скорость реакции отрасли на новые вызовы и потребности предприятий», — сказал Владимир Серебренный, отметив, что, с другой стороны, важно понимать, что сегодня в России производство станков, оснастки, комплектующих — мелкосерий­ное или единичное. То есть сам тип производства не позволяет быстро и существенно наращивать выпуск необходимой продукции.

Докладчик перечислил актуальные вызовы. Первый: санкции закрывают возможность линейного развития станкостроения на базе приобретения критических комплектующих за рубежом. Цепочку поставщиков таких комплектующих и современные станкостроительные заводы необходимо создавать с нуля. При этом нужны отдельные станкостроительные предприятия с «умной» локализацией критических комплектующих (с вовлечением ОПК).
Второй вызов — текущее состояние научно-технологической и производственной инфраструктуры отрасли. Оно не позволяет кратно нарастить объемы выпуска технологического оборудования и обеспечить освоение новой продукции. Смежные проблемы — отсутствие планирования долгосрочных перспективных НИОКР в сфере развития технологической базы машиностроения.
Третий вызов — это недостаточный уровень привлекательности станкостроения для кадрового обеспечения форсированного роста станкоинструментальной отрасли. Люди после окончания вузов не идут на предприятия, потому что отрасль низкорентабельна и предоставить условия, как в бизнесе, сегодня не может. При этом совокупная годовая потребность станкостроительных предприятий в кадрах с высшим образованием составляет порядка 500-600 человек в год. Долгосрочное кадровое планирование (на два года и более) осуществляется лишь на 20% станкостроительных предприятий.

«В свете последних событий это должно измениться, — подчеркнул Владимир Валерьевич. — Необходима многоуровневая система кадрового планирования».

Он рассказал, что в марте-апреле этого года МГТУ «СТАНКИН» провел крупное исследование потребностей в оборудовании, инструменте и программном обеспечении на 80 предприятиях. Трети предприятий для импортозамещения требуется оборудование (пневматическое и контрольно-измерительное, обрабатывающие центры, сварочные комплексы) до середины 2023 года (его или нет либо есть аналоги, но информации о них мало). Для 17% предприятий оборудование необходимо уже к концу 2022 года. Более трети предприятий-респондентов отметили критическую потребность и дефицит на рынке фрез, резцов, резьбонарезного инструмента, в первую очередь сборного, твердосплавного и быстрорежущего. Более половины предприятий — критическую зависимость и необходимость срочного (до конца 2023 года) замещения ПО (CAD, MES, PDM, PLM, ERP).

«Работа предстоит просто колоссальная», — сказал докладчик и предложил механизмы решения.
По его мнению, для достижения цели необходимо определить потребность в критически значимом технологическом оборудовании на краткосрочную, среднесрочную и долгосрочную перспективы. Владимир Серебренный предложил создать на базе МГТУ «СТАНКИН» Центр технологического развития машиностроения, уполномочив его формировать систему моделирования отраслевого развития. Центр должен включать головное конструкторское бюро отрасли, совместный учебный центр «Корпоративный университет станкостроительной отрасли», Центр технологического прогнозирования и планирования, Центр инжиниринга производственных систем станкостроения и заниматься экспертно-аналитическим обеспечением развития отрасли. Все это невозможно сделать без участия институтов РАН.

«Отрасль продолжает развиваться, но это развитие носит восстановительный характер. Сегодня мы должны занимать те ниши, которые высвобождаются», — отметил заместитель министра промышленности и торговли Михаил Иванов, подчеркнув, что министерство поддерживает прозвучавшие предложения.

Андрей СУББОТИН

Нет комментариев