Молодым везде дорога? Изучение документов заставляет в этом усомниться

«Когда-нибудь вы сами приятно поразитесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете…». Дочитать фразу Жан-Жака Руссо, проецируемую на экран зала, где вот-вот начнется бюро Отделения сельскохозяйственных наук РАН, я не успела — картинка сменилась. Дальше пошли цитаты из творчества Михаила Ломоносова, Константина Ушинского, Льва Толстого… Они ненавязчиво настраивали на осмысление главной темы, заявленной в повестке дня: «Подготовка генерации молодых ученых в научных учреждениях».

Открывая заседание, академик-секретарь отделения Яков Лобачевский отметил, что выездное бюро собралось в Федеральном научном агроинженерном центре ВИМ потому, что здесь наработан огромный опыт подготовки молодых исследователей — магистрантов, аспирантов.
Начали эту работу здесь еще лет 12 назад. И когда 2023-й был объявлен Годом педагога и наставника, порадовались готовности страны уделять больше внимания воспитанию и образованию молодежи, ведь, как заявил на Госсовете президент Владимир Путин, технологическую независимость России могут обеспечить только высокообразованные, квалифицированные специалисты.

«Но за такие кадры, а значит, за технологический суверенитет страны, — признал премьер-министр Михаил Мишустин, выступая в Госдуме, — в ближайшее время еще предстоит побороться».

Как, какими силами?

Сообщение доктора технических наук Юлии Ценч, замдиректора ВИМ по образовательной деятельности, по сути, и было ответом на эти вопросы.

— Для интеллектуализации сельского хозяйства, улучшения условий и повышения безопасности труда аграриев надо увеличивать наукоемкость отрасли. Ради этого нужно максимально сконцентрировать все имеющиеся ресурсы, в первую очередь кадровые, — начала Юлия Сергеевна. — Постепенно «вымываются» специалисты со средним уровнем подготовки, но для внедрения автоматизации, цифровизации, достижений генетики требуются люди, владеющими современными компетенциями. Есть они? Желая показать, как важен возрастной состав ученых в российском агросекторе, Юлия Ценч в презентации задействовала цвета, применяемые в светофоре. Зеленым обозначила малочисленную группу молодых ученых до 40 лет, желтым — группу от 40 до 64 лет, а красным — ветеранское поколение ученых, создавшее фундамент оте­чественной сельскохозяйственной науки. Так вот, по данным докладчика, в первое десятилетие ХХI века в сельскохозяйственных науках России доминировал предостерегающий красный — на диаграмме больше всего места занимали ученые, перевалившие середину седьмого десятка лет. Самой же результативной группой по эффективности оказались ученые от 40 до 64 лет. Но их было меньше всего. В связи с распадом Советского Союза многие тогда еще молодые ученые ушли из науки, а другие не пришли.

Картинка, отражающая ситу­ацию второго десятилетия ХХI века, результативнее: больше 70% — цвет зеленый. Явно уменьшилось число корифеев преклонного возраста. Пора радоваться? Не стоит: время летит быстро, а за последнее десятилетие в агронауку пришло мало молодых. Что же делать?

Опыт ВИМ показывает: в научную магистратуру должны приходить выпускники бакалавриата с индивидуальными творческими способностями и сложившимся интересом к научной деятельности. Таким образом, на этапе бакалавриата обязательно сотрудничество с ведущими вузами страны: Российским государственным аграрным университетом — МСХА им. К.А.Тимирязева, МГТУ им. Н.Э.Баумана, Донским техническим университетом, Московским политехническим университетом и др.

Очень важно организовать формирование мотивации и выявление первичных способностей к научной деятельности у старшеклассников через профориентацию и подготовку целевого обучения. А главное — реализовывать непрерывную систему профессионального образования подготовки научных кадров как воспитание молодых исследователей для научных учреждений на основе преемственности (магистратура — аспирантура — докторантура), учитывающей специфику научного учреждения.

В том же духе выступала Галина Кухарчик, профессор, заместитель директора Института медицинского образования Национального медицинского исследовательского центра им. В.А.Алмазова. Будучи одновременно замдиректора Института по учебной и методической работе и деканом лечебного факультета, она четко представляет, кого требуется готовить. Поэтому она говорила об острой необходимости владеть знаниями по использованию в здравоохранении искусственного интеллекта, IT-технологий, в том числе дополненной реальности. По ее мнению, возвращение к практике подготовки специалиста, а не бакалавра сейчас для страны — главное.
Отказ от Болонской системы, ее бессмысленность при обретении технологического суверенитета оказались в центре внимания. Выступающие с досадой вспоминали имена тех, кто лет 20 назад заставил высшую школу перейти на бакалавриат. Имена знакомые, но… будем честны: как когда-то руководство страны считало, что возможен экономический альянс стран от Лиссабона до Владивостока, так и большинство из нас готово было на ура принимать манеры, методики, все эти MBA и PhD, якобы открывавшие нашим детям путь на Запад. Считалось, что, усвоив уроки, мы полноправно войдем в семью цивилизованных народов, где наука живет без границ. Потом, правда, выяснилось, что на Западе для нас мест под солнцем не заготовлено, что ЕС не семья, а цивилизованность позволяет толпой грабить и гробить конкурентов. Ну, а дальше Россию с доброй сотней национальностей, проживающих на ее территории, вообще решили отменить заодно с русской культурой, историей и православием. Напрочь. Морок рассеялся, и мы поняли, что надо возвращаться к своим корням: традициям, вузам, уважению к Академии наук и планам по подготовке специалистов.

Только не стоит разворачиваться «все вдруг», надо вместе освободить от наносного наше оте­чественное профессиональное образование, укрепить его современными технологиями. Не зря же появились документы, позволяющие организовывать специалитет научным институтам. Об этом говорили академики Юрий Лачуга, Николай Долгушкин, Геннадий Карлов. Вице-президент РАН Ирина Донник напомнила и о пользе ведения профориентационной работы со школьниками, и об опасности отсутствия в дипломах слова «инженер». Глава Центра УМО подготовки кадров для АПК Виктор Бердышев тоже возмущался: где инженер агробизнеса, инженер-мелиоратор, инженер сельхозмашиностроения?! Без них о технологическом суверенитете и продуктовой независимости будем только разглагольствовать.

А выступление членкора РАН Владимира Новикова, ректора Российской академии кадрового обеспечения агропромышленного комплекса, вообще многие восприняли как ушат холодной воды.

— У нас по стране 54 аграрных вуза, — привел ряд цифр Владимир Геннадьевич, — угадайте сколько во всей нашей системе в 2021 году защитилось докторов наук? Пять. А кандидатов? 147. Число исследователей до 29 лет критично мало. Надо выстраивать работу с советами молодых ученых, заниматься ранней профессионализацией — буквально с аграрных классов, малых академий, учебно-научных лабораторий в сельских школах. А по поводу возвращения к специализации… Давайте посмотрим нормативные документы, регламентирующие этот процесс в научных институтах. Первое: институт должен уже иметь лицензию, опыт работы в магистратуре по 25 направлениям образовательной подготовки. 5% исследований должны вестись с иностранными организациями, а научная значимость кадров — оцениваться по публикационной активности, зафиксированной в международных базах цитирования. Кто готов соответствовать этим критериям? Немногие. Большинству из наших структур реальнее получить право вести дополнительную профессиональную переподготовку и профобучение детей, ведь сейчас они, закончив агроклассы, не получают никакого документа об этом, не имеют никаких преференций для поступления в сельхозвузы. Надо инициировать принятие документа, который фиксировал бы элемент трудового воспитания, первичной производственной практики и вообще позволял бы школьникам пройти профобучение с получением соответствующего сертификата. А пока на него можно принять только тех, кто предоставит паспорт и СНИЛС.

Вице-президент РАН Николай Долгушкин отметил актуальность обсуждаемой темы: «Это, по сути, мы обсуждаем будущее нашей отрасли, российского сельского хозяйства. Наши сегодняшние успехи во многом объясняются тем, что мы адаптировали западные технологии к своим условиям. Но 24 февраля 2022 года ситуация резко изменилась. Инженерные кадры сегодня востребованы как никогда. Мы возрождаем тракторное, сельхозмашиностроение, растет дефицит высокопрофессиональных специалистов. В РАН мы эту проблему предвидели, еще два года назад по инициативе академии состоялись парламентские слушания о научном и кадровом потенциале страны. Нам очень много предстоит сделать и при этом помнить: квалифицированные кадры нужны и в науке, и в отрасли. Чтобы мы могли предлагать сельскому хозяйству инновационные идеи, нужна ранняя профориентация, так как предлагать новое — дело молодых. Наша задача — координировать усилия, чтобы помочь молодым состояться как исследователям».

Завершая обсуждение, академик-секретарь отделения Яков Лобачевский отметил эффективность целостной непрерывной системы подготовки молодых научных кадров в Федеральном научном центре ВИМ. Многолетняя целеустремленная работа позволила коренным образом улучшить кад­ровый состав центра, вырастить новое поколение молодых ученых. Этот опыт и разработанные технологии подготовки необходимо перенимать другим институтам отделения.

Закончилось мероприятие торжественно: директор ВИМ академик РАН Андрей Измайлов вручил дипломы кандидатов наук двум молодым людям — Юлии Лопатиной и Николаю Сазонову. Они были рады получить документы в такой необычной обстановке и явно настроены на работу во имя аграрной науки. Что ж, тут есть повод до конца вспомнить фразу Жан-Жака Руссо, что предваряла заседание. Она звучит как напутствие: «Вы сами приятно порази­тесь, какие вы умные, как много и хорошо умеете, если будете постоянно работать над собой, ставить новые цели и стремиться к их дос­тижению».

Елизавета ПОНАРИНА

Фото Николая Степаненкова

Нет комментариев