Балл по плану. РАН реализует новые подходы к экспертизе

Российская академия наук продолжает развивать свою систему научной экспертизы. В соответствии с постановлением Правительства РФ №1781 от 30.12.2018 года РАН осуществляет оценку актуальности, обоснованности и результативности научных исследований и разработок, проводимых и планируемых организациями независимо от их ведомственной принадлежности.

Подходит к завершению очередной цикл экспертизы отчетов по научно-исследовательским работам за 2021 год и научных тематик на следующий период. Первые итоги этой деятельности кратко подвел на своем Telegram-канале вице-президент РАН Алексей ХОХЛОВ. Масштабы впечатляют. С начала года в Академию наук поступили более 12 тысяч объектов экспертизы, в основном связанных с выполнением научными институтами и вузами госзадания по НИР. Более пяти тысяч заключений уже выданы.

В этот раз, отметил академик, в РАН несколько изменили подход к оценке. Одновременно с решением «финансировать — не финансировать» эксперты должны оценить тематику или отчет по стобалльной шкале. «Поиск» попросил Алексея Хохлова прокомментировать эту новацию.

— Алексей Ремович, с какого момента введена новая система?
— Количественный показатель стал частью экспертных заключений с апреля. Его добавление принципиально систему не меняет, просто конкретизирует результат. Эксперты и раньше обосновывали свои оценки по каждому из параметров, теперь они подкрепляют выводы цифрами.

— Что изменилось для экспертируемых организаций? Доведены ли до них новые критерии?
— Для научных коллективов ничего не изменилось. Никаких дополнительных сведений от них не запрашивается. Критерии оценки и нормативная база остались прежними, всем организациям они известны. Это соответствие тематики определенным на государственном уровне приоритетам, научная обоснованность планов, новизна полученных или ожидаемых результатов, перспективы их практического применения, профессиональный уровень руководителя и коллектива. Примерно такие параметры используют при организации конкурсных процедур и научные фонды.

— А для чего понадобилось внедрять балльную оценку?
— Опираясь на «оцифрованное» мнение специалистов, федеральные органы власти — министерства и ведомства — смогут в зависимости от итогов экспертизы РАН принимать более обоснованные решения по финансированию той или иной научной темы, ранжировать их, когда это потребуется.

— Означает ли это, что Академия наук отказывается от «последнего слова» в вопросе выделения средства на те или иные исследования?
— Нет, не означает. Если по результатам нашей экспертизы принимается решение «не финансировать», ФОИВ должен его выполнить. Так это было раньше, так остается и сейчас. Но теперь, если понадобится, чиновники могут, предположим, и перераспределять средства между организациями с учетом их позиции в рейтинге.

Кстати, у РАН не было «последнего слова» в вопросах, связанных с функционированием организаций. Министерства могут закрыть ту или иную тематику в подведомственных учреждениях безо всякого заключения академии. Наша задача — предоставить им необходимую базу для принятия взвешенных решений. Количественная оценка — дополнительный инструмент для этой работы.

Число отрицательных заключений РАН до сих пор составляло около 7%. Одобрение получала и работа, выполненная на «троечку», и результаты высшего класса. Но объективно они имеют разные уровни, поэтому расставить их по своим местам крайне полезно.

Члены Президиума РАН давно говорили о том, что академия, проводя экспертизу, не должна уклоняться от рейтингования проектов, финансирование по которым может распределяться на конкурсной основе. Об этом нас просили и заказчики. Переход к баллу был запланирован, и теперь мы приступили к реализации этого подхода.

— Вы сообщали, что с начала года Академия наук начала полномасштабное использование недавно созданной Информационно-аналитической системы. Справляется она с поставленными задачами? Какие новые возможности дает?
— Внедрение автоматизированной системы существенно упростило организацию работы по экспертизе — это очевидно. Мы получили эффективный инструмент, который просто необходим для решения непростых экспертных задач. ИАС РАН интегрирована с Единой государственной информационной системой учета научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ гражданского назначения (ЕГИСУ НИОКТР). Теперь нам не приходится терять время на сверку информации — в РАН поступают объекты экспертизы, уже верифицированные соответствующими ФОИВ. Все связанные с экспертизой действия производятся непосредственно в системе, что позволяет исключить обмен печатными версиями между участниками процесса — экспертами, отделениями академии, министерствами. Стало значительно легче работать экспертам: система освобождает их от технической работы, заполняя стандартные бланки и пункты на основе имеющихся данных.

Кстати, напомню, что одна из важнейших задач РАН — анализ состояния научных исследований в стране. Для ее решения ИАС РАН была оснащена довольно мощным аналитическим модулем. Мы теперь можем посмотреть профиль каждого коллектива: сравнить, к примеру, что он предлагал три года назад и что запланировал сейчас. Возможности открываются очень широкие. Чтобы начать их в полной мере использовать, потребуется некоторое время. Сейчас мы готовимся к этой работе.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев