Триумф амбициозных. Завершен отбор вузов в программу «Приоритет 2030»

Объявлены вузы — победители конкурса на участие в программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030». Об итогах работы отборочной комиссии рассказал на пресс-конференции в ТАСС министр науки и высшего образования Валерий Фальков.

Напомним, основные документы этой программы, регламентирующие порядок отбора участников и правила предоставления грантов, правительство опубликовало в конце мая. Претенденты должны были предоставить свои программы развития на десять лет, направленные на «увеличение вклада университетов в достижение национальных целей развития РФ», «сбалансированное пространственное развитие страны» и обеспечение доступности качественного образования в регионах. Заявочная кампания стартовала уже в начале июля.

Как сообщил министр, господдержку получат 106 российских вузов, пять из которых — вузы культуры и искусства. Университеты-победители расположены в 46 субъектах Федерации, порядка 60% находятся в регионах. Представлены все федеральные округа, но больше всего победителей в трех из них: Центральном, Приволжском, Северо-Западном.

«Программа показала, что существует определенная дифференциация по количеству амбициозных вузов с хорошими программами на десять лет вперед», — заметил Фальков, добавив, что здесь есть над чем поработать.

Все вошедшие в программу университеты получат базовую часть гранта — 100 миллионов рублей — в этом году и следующем. Кроме того, из 101 вуза комиссия отобрала 54. Им предстоит побороться за специальную часть гранта в рамках двух треков: «исследовательское лидерство» (18 университетов) и «территориальное или отраслевое лидерство» (36 вузов). Среди этих высших учебных заведений 30 — региональные, остальные — из Москвы и Санкт-Петербурга. В ближайшие дни специальный совет заслушает их программы и примет решение об величине грантов и принципах их дифференциации.

Думается, далеко не все претенденты на участие в программе «Приоритет 2030» удовлетворены итогами отбора. За бортом остались достаточно известные и сильные вузы (например, в число победителей не вошли два из десяти федеральных университетов). Возможно, потому Фальков подробно рассказал о работе отборочной комиссии. В течение трех недель она заслушивала доклады 187 команд вузов-претендентов. Кроме того, специальная подкомиссия, которую возглавила министр культуры Ольга Любимова, оценивала программы творческих вузов (здесь конкуренция была даже больше — поддержку получила лишь каждая четвертая).

«Все университеты имели возможность не просто рассказать о своем видении развития в ближайшие годы, но и получить квалифицированные советы, — рассказал Фальков. — В составе комиссии были представители академических институтов, Российского союза промышленников и предпринимателей, общественных организаций».

По словам министра, при оценке принимались во внимание и сама программа, и умение ее представить — выступали ректоры, проректоры, представители регионов, работодатели. Члены комиссии до начала презентации каждого вуза получили мнения и предварительную оценку его программы от двух (как минимум) независимых экспертов. Но главное — внимание строгого жюри было направлено не на текущие достижения и не на научные и репутационные заделы, которые сегодня есть у многих университетов.

«Мы оценивали программу и ее реалистичность, ректора и его команду, поддержку со стороны индустрии и региона — и все это соотносили с национальными целями развития страны и региональной повесткой», — подчеркнул Фальков.

Министр отметил очень хорошую подготовку вузов медицинского профиля — участниками программы стали десять медвузов, в то время как в Программе 5-100 был только один (Сеченовка). Впервые получат господдержку в рамках программы вузы культуры. Очень интересные амбициозные заявки представили аграрные высшие учебные заведения. Из четырех победителей только один вуз — столичный (Тимирязевка). Три — региональные, причем два из них получили право претендовать на специальную часть гранта в рамках отраслевого и территориального лидерства. Из педвузов в программу вошел один — Московский городской педагогический университет.

Особо министр отметил пять высших учебных заведений, которые, по его словам, стали открытием для комиссии: Адыгейский, Псковский, Севастопольский государственные университеты, Приволжский исследовательский и Смоленский государственный медицинские университеты.

«Мы впервые увидели у региональных вузов такое желание меняться, трансформироваться, быть ведущими», — сказал Фальков.

Те университеты, что сейчас не вошли в программу или даже не пытались участвовать в конкурсе, смогут подготовить и подать заявку в следующем году. Комиссия будет заседать ежегодно. Вузы-участники, показывающие плохую динамику, будут из программы исключаться, новые смогут в нее войти.
Фальков поблагодарил коллег из Президиума РАН и лично президента РАН Александра Сергеева. Коллеги из Академии наук, по его словам, с самого начала участвовали в обсуждении проекта программы «Приоритет 2030»; силами РАН была проведена экспертиза программ всех вузов; представители академии, включая вице-президента РАН Владимира Чухонина, работали в отборочной комиссии. Президент РАН А.Сергеев вошел в Совет по программе стратегического академического лидерства «Приоритет 2030», который примет решение по присуждению специальной части грантов.

Журналисты подняли вопрос о запуске отдельного проекта поддержки программ развития научных организаций — по аналогии с программой «Приоритет 2030». Эта идея, рассказал Фальков, впервые прозвучала на полях Дальневосточного экономического форума, на встрече с представителями академических институтов ДВО РАН, и снова всплыла сейчас, после заседания отборочной комиссии, в составе которой было немало представителей РАН. Министр пообещал в ближайшее время организовать работу по подготовке такой программы и призвал академическое сообщество активно в эту работу включаться. «Мы в данном случае должны лишь создать условия», — заметил он.

«Это, конечно, не будет стилизованная калька с программы «Приоритет 2030», ведь академические институты имеют свою специфику в организации исследовательской деятельности, — считает Фальков. — Должна быть конкурентная, максимально объективная и открытая программа, для участия в которой будут оцениваться не заделы и статусы, а динамика изменений, четкое видение целей, умение создавать партнерство, включенность во взаимодействие с индустрией. Эффективная организация исследований, привлечение молодежи — вот то, что сегодня может придать хороший импульс развитию наших НИИ как корпоративного профиля, так и сугубо академического сектора».

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев