Внимание: скачок! В «Сириусе» молодых ученых настраивали на прорывы

Если бы понадобилось коротко и неформально обозначить основной вопрос, ответ на который искали на этом масштабном форуме, он звучал бы так: как жить дальше? Или более развернуто: как в новых условиях развивать науку, добиться технологического суверенитета страны, обеспечить лидерство отечественных научных школ в мире? Свои ответы на эти вопросы давали ученые разных поколений, политики, предприниматели. И даже сам президент страны.

II Конгресс молодых ученых — ключевое событие 2022 года в рамках Десятилетия науки и технологий — собрал  на федеральной территории «Сириус» более 3000 студентов и специалистов почти из 40 стран мира, в том числе из Белоруссии, Казахстана, Китая, Индии, Египта, Сирии, Мьянмы, Узбекистана. По словам президента Российского союза ректоров Виктора Садовничего, приехали «настоящие звезды научного мира — как уже состоявшиеся ученые, так и начинающие свою карьеру» представители всех отраслей науки. В работе конгресса принимали участие представители высокотехнологичного бизнеса, руководители государственных органов власти, курирующих область науки и образования, ректоры вузов, грантополучатели Российского научного фонда (РНФ). Кстати, РНФ организовал на форуме свою специальную программу.

Организаторами конгресса выступили Министерство науки и высшего образования РФ, Координационный совет по делам молодежи в научной и образовательной сферах Совета при Президенте РФ по науке и образованию, Фонд «Росконгресс», АНО «Национальные приоритеты» (оператор проведения Года науки и технологий в России). Обсуждались актуальные вопросы, связанные с развитием ключевых направлений Стратегии научно-технического развития РФ, реализацией мер поддержки молодых ученых, сотрудничеством в области науки и образования.
Деловая программа включала свыше 90 дискуссий, сессий, круглых столов, лекций и пленарных заседаний по пяти тематическим трекам: «Год науки и технологий», «Управление и инвестиции», «Взаимодействие и кооперация», «Инфраструктура и среда», «Кадры и человеческий капитал». В рамках каждого трека проходили лекции ведущих ученых и встречи в формате открытого диалога.

Пожалуй, самым заметным событием первого дня стала встреча участников конгресса с Президентом РФ Владимиром Путиным. Глава государства, отметив, что взаимодействие с молодыми учеными дает возможность государству сориентироваться в целях и задачах развития науки, сформулировал самую главную из этих задач — «необходимость сразу перейти к новому уровню технологического развития». Рассуждая на тему, возможен или нет «здесь и сейчас» этот «большой скачок», президент заверил, что с учетом фундаментальных заделов, сделанных прошлыми поколениями, «точно возможен». Однако «это по щелчку не делается», поэтому вторая общая задача — «настроить все институты государственной власти, все структуры, все общественные организации, всех граждан на то, чтобы убедить все общество: суверенитет технологический, промышленный, даже ценностный может состояться только на базе фундаментальной и прикладной науки, только на научной базе».

Владимир Путин предложил молодым людям рассказать, какая им нужна поддержка для успешной исследовательской деятельности, и в ответ услышал немало ценных предложений не только по конкретным кейсам, но по организации науки в стране вообще. Так, например, прозвучала идея сформировать инженерные группы для ремонта и техобслуживания обширного парка научных приборов ввиду ухода части компаний-поставщиков этого оборудования, создать единый инженерный центр на базе Университета «Сириус» и разработать профильные образовательные программы подготовки инженерных кадров. Глава государства, отметив с сожалением, что «зависимость от иностранной приборной базы у нас очень большая, по некоторым направлениям — до 90%», добавил: «Но нужно было в конце концов когда-то начать интенсивно развивать свою приборную базу». И подчеркнул, что «сегодняшняя ситуация подталкивает нас к самостоятельной работе по многим направлениям, в том числе и по этому».

Президент согласился, что такой центр востребован, и обещал дать соответствующие поручения.
На заключительной пленарной сессии на тему «Российская наука в эпоху международного соперничества» ключевые фигуры российской науки обрисовали новые контуры организации исследовательской деятельности в стране. Помощник Президента РФ Андрей Фурсенко главной чертой сегодняшнего дня назвал консолидацию исследователей, заметив, что на конгрессе ученые начали самоорганизовываться, искать возможности совместной работы. Вице-премьер Дмитрий Чернышенко говорил о консолидации средств для решения приоритетных задач по достижению технологического суверенитета: здесь «революционные шаги были сделаны в прошлом году, когда в одну программу были объединены все научные деньги». Он сообщил, что в отраслевых ведомствах появились уполномоченные, отвечающие за связь образования, науки и технологического предпринимательства («наконец-то эти связи будут централизованно администрироваться») и что благодаря государственной информационной программе управления наукой на едином портале собирается вся информация об ученых и о результатах их деятельности, вплоть до технологического предпринимательства. В этом году, по его словам, такой подход позволил «очень резко, на полтриллиона рублей, изменить государственные задания в сторону достижения технологического суверенитета». Чтобы было совсем понятно, добавил: «Не то, что нравится, делать, а то, что нужно стране».

Тему госуправления исследованиями продолжил позже министр науки и высшего образования Валерий Фальков, рассказавший о дискуссии вокруг новой системы оценки научных результатов.
Президент РАН Геннадий Красников (на снимке) подчеркнул, что сегодня нужны масштабные проекты, такие как в свое время «Атомный проект» или «Космический», — «это было фактически развитие всех отраслей».

«Мы столкнулись сейчас с тем, что нет простых решений. Нельзя выбрать одно направление, которое нас «вытянет», — заявил глава академии.

Свою мысль он пояснил на примере электроники: развивать ее — это не только создавать «чистые комнаты» и разрабатывать новые технологии. Это и получение особо чистых материалов, и развитие электронного машиностроения, производящего современное оборудование… Словом, подход должен быть масштабным.

Геннадий Красников посоветовал молодым ученым осваивать смежные научные области, отметив «очень большой потенциал» междисциплинарности: «Сегодня как никогда такие специалисты востребованы». Также глава РАН обратил внимание на то, что основной путь подготовки исследователей лежит через базовые кафедры, к развитию которых требуются новые подходы.

Виктор Садовничий отстаивал ценность международных научных контактов и призывал расширять их географию в сторону Востока и Юга: «Наука и образование — те области, в которых нельзя построить границы».

И с этим было трудно не согласиться.

Наталия БУЛГАКОВА

Фото Игоря Родина, photo.roscongress.org

Нет комментариев