Уважать заставить. Роберт Нигматулин зовет на борьбу за престиж

Кандидат в президенты Российской академии наук академик Роберт Нигматулин представил тезисы своей предвыборной программы в Центральном доме ученых в Москве. Он констатировал, что авторитет РАН во власти и обществе падает, а академическое сообщество за этим процессом безучастно наблюдает. По мнению Роберта Нигматулина, возвращение престижа академии, да и самой науки — одна из главных задач будущего президента РАН.

Что для этого нужно? Прежде всего осознать текущую ситуацию, не поддаваться самообману. Бесспорно, президент РАН должен быть крупным ученым, но ему надо обладать еще целым рядом свойств. Так, необходимо «владеть главными проблемами страны». Глава академии должен излагать научную компоненту обсуждаемой проблемы руководству страны и свое мнение обязательно доносить. Если этого не делать, то общество становится отрезанным от науки.
Кроме того, по мнению Роберта Нигматулина, вице-президенты РАН также должны быть вовлечены в общественную деятельность, быть в рабочем контакте с заместителем председателя правительства, а предложенным Президиумом членам РАН необходимо участвовать в заседаниях коллегий федеральных министерств, госкорпораций и правительств регионов. Но главное — президент РАН должен добиться доверия и иметь авторитет перед главой государства.

«Только так можно влиять на дела в стране, и этого сейчас абсолютно нет», — подчеркнул академик.

Говоря о текущей ситуации, Роберт Нигматулин отметил:

«Нам объявлена экономическая война, мы все почувствуем ущерб, будем страдать. Что делать? Чтобы развивать экономику, нужны инвестиции, необходимо открывать новые производства. У нас доля ВВП, идущая на инвестиции, в полтора раза меньше, чем в Европе и США. Но самое ужасное в том, что отдача ВВП от этих инвестиций в 1,5-2 раза ниже, чем в Европе, США, Китае и даже в СССР. Это говорит о том, что неэффективны страна, руководители предприятий, рабочий класс и т. д. Доля ВВП, идущая на развитие человека, а именно на здравоохранение, образование, науку и культуру, у нас 9%, в то время как в Европе — 20-25%. По числу научных работников Россия находится на 29-м месте в мире. После 2012 года в 2 раза сократилось число защищаемых диссертаций. Только 12% заканчивающих аспирантуру защищаются. В стране самая высокая смертность в Европе, сейчас у нас умирают на 200 тысяч человек больше, чем было по нормам в СССР! Самый большой прирост смертности был за время пандемии — он составил 1 миллион человек за два года! Что делать? Не так просто все это изменить, но наука может помочь».

Роберт Нигматулин напомнил, что год назад Президент РФ Владимир Путин назвал четырех главных врагов России: это бедность, проблемы в сферах здравоохранения, образования и развития инфраструктуры. По мнению кандидата в президенты РАН, в значительной степени они связаны с падением в стране роли науки. Поэтому одну из главных задач он видит в возвращении утраченного лидерства и престижа академии. РАН, по мнению Роберта Нигматулина, должна вернуть себе функции управления наукой, а именно: назначение руководителей институтов, утверждение госзаданий, распределение базового финансирования, оценку институтов и их результатов. Никто, кроме ученых, этого сделать не может! В подтверждение своего тезиса кандидат в президента РАН привел слова академика Петра Капицы: «Из истории науки известно, что чиновничьим порядком правильно направлять развитие науки невозможно».

«Разработка программ социально-экономического развития страны, программа развития научных учреждений должны быть нами отработаны. Но нужно, чтобы нам это доверили руководители государства. Сейчас они к нам относятся без особого пиетета и веры в то, что мы на что-то способны. Для того, чтобы добиться поддержки на высшем уровне и активизироваться, мы должны реформироваться», — заявил Роберт Нигматулин.

По словам кандидата на пост главы академии, один из основных упреков в адрес РАН связан с ее численным составом. В 1990 году в списке членов трех академий наук (АН СССР, АМН СССР, ВАСХНИЛ) насчитывалось около 1000 человек. В 2022 году число членов РАН увеличилось вдвое и составляет около 2000 человек, при том что численность научных работников, напротив, уменьшилась более чем в 2,5 раза.

Роберт Нигматулин предложил на двух ближайших выборах уменьшить количество вакансий членов-корреспондентов РАН, но существенно увеличить число вакансий академиков. Одновременно увеличить численность профессоров РАН и наделить их бóльшими правами и поддержкой, чтобы потом из них выбирать членов-корреспондентов.

Для укрепления связи с научным сообществом Роберт Нигматулин предлагает привлекать к работе в отделениях РАН директоров институтов, профессоров РАН, руководителей ведущих университетов и крупных НИИ.

«Немаловажно обеспечить активность РАН в СМИ, нам надо все время напоминать, что мы есть! Дайджесты, обзоры о научных достижениях должны поступать руководству государства, крупных предприятий и корпораций», — уверен Роберт Нигматуллин.

В связи с введенными против России экономическими санкциями сегодня пересматриваются многие нормы оценки науки, не устояли подходы к публикационной активности. Академик видит в этом позитив и призывает вплотную заняться программой восстановления российских научных журналов с тем, чтобы результаты отечественных исследований в первую очередь публиковались в них, а уж затем становились достоянием зарубежной общественности. По оценкам Роберта Нигматулина, на это потребуется около 2 миллиардов рублей в год. Необходимо добиться целевого финансирования через Минобрнауки в размере 5-10 миллионов рублей в год на один журнал. При этом русская и англоязычная версии журналов должны быть аутентичны. Электронные версии необходимо выложить в открытый доступ. И постепенно двигаться к выходу из «кабалы иностранных издательств».

Есть еще один повод для беспокойства. Если раньше «Вестник Российской академии наук» рассылался всем членам РАН, то сейчас в бумажной версии печатаются всего 100 штук!

«А он должен быть у всех, у каждого министра, губернатора. Не надо жалеть на это денег, 3 тысячи экземпляров, как раньше, мы должны обеспечить!» — уверен кандидат в президенты РАН.

Подытоживая, Роберт Нигматулин обрисовал текущую ситуацию с отечественными журналами так: в российской науке работает суперкомпьютер, а печатного устройства и монитора для вывода результатов нет.

«Так не годится, «дисплей» должен быть в наших руках», — заявил академик.

Еще одна болевая точка российской науки — аспирантура. Наука делается двумя крылами: с одной стороны — младшие научные сотрудники и аспиранты, с другой — старшие научные сотрудники, профессора, академики. Если одного крыла нет, наука «не взлетит». Аспирант должен получать среднюю зарплату по стране, хотя бы 40 тысяч рублей в месяц.

Роберт Нигматулин также считает, что нужно просить Президента РФ создать попечительский совет РАН. Его задача — курировать фонды обеспечения приборами, строительства и ремонта зданий институтов РАН, социальной поддержки членов РАН. Такие попечительские советы и целевые фонды поддержки науки должны быть организованы и главами регионов в региональных научных центрах.

Светлана БЕЛЯЕВА

Нет комментариев