Трезвым взглядом. РАН присмотрится к новой инициативе Минобрнауки

19.06.20

С интересом, но весьма критически встретили в Российской академии наук новую стратегию поддержки университетов, которая по замыслу Минобрнауки должна прийти на смену Программе 5-100 и ряду других, менее крупных. Обсуждение проекта состоялось на очередном заседании Президиума РАН, проходившем в ставшем привычным гибридном формате: ряд участников — в зале, другие подключены в режиме видеоконференции.
Открывая дискуссию, президент РАН Александр Сергеев напомнил, что взаимодействие с университетами — в традициях академии, которая всегда заботилась о подготовке научной смены. Глубокие корни имеет и интеграция РАН с вузами в исследовательской сфере.
Проект под рабочим названием «Программа стратегического академического лидерства» представил заместитель министра науки и высшего образования Дмитрий Афанасьев. Он сообщил, что документ планируется передать на рассмотрение правительства уже в июле. По предварительным оценкам, в программу смогут войти 100-150 вузов. Это в разы больше, чем число участников Программы 5-100. Новая стратегия ориентирует вузы уже не на глобальные рейтинги, а на достижение национальных целей. Еще один ключевой принцип — кооперация и интеграция. Будет приветствоваться объединение вузов в консорциумы с научными организациями и предприятиями. Предполагаются два возможных уровня участия (трека): национальные исследовательские университеты и опорные вузы — территориальные и отраслевые.
Бюджет программы в 2021-2024 годах составит 52 миллиарда рублей. Кроме того, предполагается софинансирование со стороны регионов и бизнеса.
От РАН министерство ждет предложений по критериям отбора вузов в программу, механизмам организации объединений, показателям ежегодной оценки участников. Впоследствии представители академии будут привлечены к экспертизе заявок и результатов. На то, чтобы дать свои соображения, у РАН есть неделя, уточнил Афанасьев.
Академик Владимир Фортов задал вопрос, который у многих вертелся на языке и был потом в разных вариантах повторен: подведены ли итоги завершенных программ, учитываются ли они при формировании новых планов? Как известно, целью Программы 5-100 было вхождение к 2020 году пяти российских вузов в первую сотню лучших университетов мира. Однако в итоге добиться этого удалось только МГУ. По словам Афанасьева, именно с учетом предыдущего опыта новая команда министерства решила отказаться от «рейтингобесия», узости и элитарности, присущих прежним программам. Новая стратегия носит социальный характер, возможны консорциумы между лучшими вузами и отстающими, что позволит подтянуть последних.
Смогут ли претендовать на гранты вошедшие в консорциумы академические институты, поинтересовался академик Сергей Алдошин. Оказалось, что нет: финансирование пойдет через головные вузы, которые будут распределять его на совместные проекты в соответствии с вкладом участников.
Вице-президент РАН Ирина Донник заявила, что из сельскохозяйственных вузов попасть в программу смогут лишь единицы, так как обозначенные министерством критерии входа для них практически невыполнимы. Чтобы стать участниками программы, университеты должны входить в международные рейтинги или иметь совокупный годовой доход как минимум в миллиард рублей и не менее четырех тысяч студентов. Министерство готово учитывать специфику вузов, отреагировал Афанасьев.
Академик Евгений Каблов скептически отнесся к присутствию в названии программы словосочетания «академическое лидерство». С его точки зрения, оно уместно в том случае, когда «имеется в виду повышение роли институтов академии, которые ей, конечно, надо вернуть». Из документа же следует, что НИИ РАН если и будут участвовать, то на вторых ролях, заметил академик.
Он также проинформировал коллег, что нормативная база, регламентирующая создание консорциумов в стране, толком не разработана.

«Представители Ассоциации государственных научных центров, которую я возглавляю, могут с документами в руках рассказать о своих попытках создания консорциумов, которые тонут в бюрократической волоките», — отметил Каблов.

Резко и эмоционально высказался по поводу готовящейся программы и всей «программно-стратегической» деятельности чиновников академик Роберт Нигматулин. По его словам, инициативы, которые регулярно выдвигает министерство, «заменяют конкретное дело». В действительности же основные проблемы образования — это недофинансирование, низкие зарплаты преподавателей и профессоров, плохая оснащенность.

«Учить надо всех! — возопил академик. — Почему нужно отбирать 100-120 университетов из 724? А остальные что, учат марсиан?»

Заместитель министра согласился с тем, что на всех средств не хватает, однако предложил переадресовать эти претензии Минфину.

«Задача новой программы и состоит, в частности, в том, чтобы привлечь в высшее образование и науку дополнительные средства, причем не только бюджетные», — добавил он.

В этом министерского гостя поддержал Александр Сергеев:

«Средства, которые у нас выделяются на образование и науку, в отношении к ВВП меньше, чем в Европе. Но это и есть наше общее дело с министерством — продолжать работу с властью, чтобы изменить ситуацию. Давайте трезво смотреть на вещи. Сейчас в известном смысле многое ставится с головы на ноги. В новой программе мне импонирует ориентация на национальные задачи»

.Впрочем, от комментария по поводу нынешних реалий глава РАН тоже не удержался, сообщив, что полное финансирование двух десятков российских вузов, которые пытаются соревноваться за глобальное лидерство, меньше, чем бюджет ведущего западного университета.
Академик Валерий Рубаков поддержал поворот к сотрудничеству вузов и академических институтов. «Предыдущая программа работала в обратную сторону», — констатировал он. Однако ход подготовки стратегии ученого смутил.

«Как можно давать предложения, не видя документа хотя бы в черновике?!» —  недоумевал академик.

Странно и то, что министерство, рассчитывая на участие академии в программе, не привлекло ее на начальных этапах разработки документа, добавил заместитель президента РАН Владимир Иванов.
Оказалось, что рабочего варианта текста до сих пор не существует. По словам Дмитрия Афанасьева, он «правится в ежедневном режиме».
Подводя итоги, Александр Сергеев пообещал, что РАН в срочном порядке подготовит свои предложения и будет помогать в реализации стратегии. Но отметил, что было бы правильно прописать в соответствующем постановлении правительства условия участия академии в программе.

Надежда ВОЛЧКОВА

Нет комментариев