От микро до мега. СО РАН проводит инвентаризацию наработок

Среди задач, сформулированных на Общем собрании Сибирского отделения РАН 30 марта, актуальностью выделялась консолидация сибирского научного потенциала для обеспечения технологического суверенитета России. Это подчеркнул в своем докладе председатель СО РАН академик Валентин Пармон. Многое было сделано в 2021 году в плане создания уникальных научных инструментов, установок класса мегасайенс — Центра коллективного пользования «СКИФ» и Национального гелиогеофизического центра. СО РАН постепенно объединяет усилия с ведущими научно-технологическими организациями страны: бор-нейтронозахватную терапию рака сибирские институты разрабатывают вместе с московским НМИЦ онкологии им. Н.Н.Блохина, Супер С-тау фабрику (установку для исследования элементарных частиц) создают с Российским ядерным центром (РФЯЦ — ВНИИЭФ) в Сарове. Продолжает президиум отделения выстраивать сотрудничество и с индустриальными партнерами: «Норникелем», «Газпромом», Объединенной двигателестроительной корпорацией, АФК «Система» и другими. Так, одним из самых значимых проектов Научно-исследовательского центра по проблемам экологической безопасности и сохранения благоприятной окружающей среды СО РАН стали организация и проведение уже второго сезона Большой Норильской экспедиции. Финансовую и организационную поддержку БНЭ взял на себя «Норильский никель».

«Очень важно, что вся информация по этой экспедиции опубликована, — подчеркнул академик Пармон. — В 2022 году стартовал новый масштабный проект СО РАН и «Норникеля»: Большая научная экспедиция по исследованию биоразнообразия и состояния экосистем на промышленных площадках компании и всех прилегающих территориях».

К наиболее значимым научным результатам и разработкам, способствующим развитию опережающих технологий, председатель СО РАН отнес циклолет «Циклон», созданный в Институте теплофизики, моноклональные антитела для нейтрализации вируса SARS-CoV-2, полученные в Институте молекулярной и клеточной биологии, распознавание и перевод тибетских рукописей с помощью искусственного интеллекта (Институт монголоведения, буддологии и тибетологии СО РАН в сотрудничестве с Новосибирским государственным университетом и МТС).

Вопрос импортозамещения поднимался и на заседаниях Объединенных ученых советов отделения, и в дискуссии на Общем собрании. Генеральный директор корпорации «Информационные спутниковые системы им. академика М.Ф.Решетнева» (ИСС) член-корреспондент РАН Николай Тестоедов рассказал, что 88% микроэлектроники в производимых спутниках — отечественного производства, оставшимся комплектующим находят замену. К сожалению, не так радужно обстоят дела в других отраслях. Член-корреспондент РАН Владимир Каширцев подчеркнул, что из-за санкций страна осталась без некоторых редкоземельных элементов. Причем на территории России есть запасы этих полезных ископаемых, но необходима разведка месторождений, ранее необоснованно свернутая в силу увлечения сырьевыми ресурсами.

Рассказали о проблемах и ученые-аграрии. Оказывается, семена самых распространенных овощей сегодня засеваются в основном импортные. Как раз на этом фронте могут помочь ученые СО РАН — в институтах есть соответствующие наработки. В ближайшее время их инвентаризацию проведут на заседании президиума.

В заключение заседания академик Валентин Пармон выразил надежду, что 2022-й станет для СО РАН и академии в целом годом прорыва, и отметил особую важность научной дипломатии и научного сотрудничества в сложившейся ситуации.