К единому видению. Ректоры и академики синхронизировали взгляды на общее будущее

По-праздничному торжественным и по-деловому рабочим назвал это заседание Виктор Садовничий, президент Российского союза ректоров (РСР) и ректор МГУ им. М.В.Ломоносова. В стенах старейшего в России университетского здания на Моховой собралось «высшее руководство научно-образовательной корпорации страны» — Президиум РАН и Cовет РСР — чтобы обсудить актуальные вопросы сотрудничества в новых условиях. Совместное заседание было приурочено к знаменательному событию — 30-летию Российского союза ректоров. Среди 117 его участников были два министра (просвещения, науки и высшего образования), два президента (РАН и РСР), руководители региональных советов ректоров.

Виктор Садовничий начал встречу с краткого экскурса в историю зала, который действительно многое повидал на своем веку: здесь бывали монаршие особы Александр I и Николай I, получали дипломы писатели Александр Грибоедов, Федор Тютчев, Антон Чехов, историки Сергей Соловьев и Василий Ключевский, медики Николай Пирогов и Николай Склифосовский, а в 1832 году даже заезжал Александр Пушкин. И в наши дни здесь проходят особо важные мероприятия, ряд из которых проводил Президент России. Это перечисление, видимо, было призвано вызвать у слушателей чувство сопричастности к великой истории университета и государства, подчеркнуть историческое значение нынешней встречи.

Владимир Путин на этот раз на Моховую не приехал, однако передал свое поздравление Российскому cоюзу ректоров через своего помощника Андрея Фурсенко. Андрей Александрович, добавив от себя, что «РСР играл очень важную стабилизирующую роль в самых разных обстоятельствах», зачитал текст президентской телеграммы. В ней отмечалось, что «за прошедшее время Российский союз ректоров объединил вокруг своих масштабных, востребованных задач руководителей более шестисот высших учебных заведений страны, внес значимый вклад в сохранение и развитие лучших традиций отечественной высшей школы». Президент пожелал, «чтобы российские вузы укрепляли свой научный потенциал, становились современными центрами проведения фундаментальных и прикладных исследований, разработки прорывных технологий и в тесном взаимодействии с ведущими учеными, бизнесом, будущими работодателями готовили квалифицированные кадры, нацеленные на развитие регионов и всей страны». Не была забыта в поздравлении и воспитательная миссия университетов: «И, конечно, надо поддерживать стремление талантливых, трудолюбивых юношей и девушек к самореализации, к воплощению в жизнь собственных идей и инициатив».

Министр науки и высшего образования Валерий Фальков в поздравительном слове отметил, что «РСР, выступая консолидирующей площадкой, сильно повлиял на университетское сообщество, да и на всю страну». Так, в марте 2020 года, когда вся система образования из-за пандемии оказалась перед невиданным вызовом, именно позиция РСР позволила «найти баланс между централизацией и децентрализацией». Точно так же весной этого года «РСР стал важной объединяющей площадкой, где вырабатывалось консолидированное мнение всех без исключения ректоров страны, и решение единогласно было принято».

Развивая мысль, высказанную в поздравлении президента, министр заметил:

«Если мы не воспитаем человека самодостаточного, осознающего себя частью великой, многонациональной и многоконфессиональной общности, то у нас с вами не будет страны».

Именно на это воспитание, по его словам, и направлена работа РСР, в том числе его знаковые проекты. А их за эти три десятилетия было запущено немало: и независимый международный рейтинг «Три миссии университета», и программа научно-образовательных консорциумов «Вернадский», и общероссийское движение олимпиад школьников…

Валерий Фальков также высоко оценил огромное количество совместных мероприятий с ректорами из самых разных стран: «Это серьезный вклад в развитие международной деятельности каждого, без преувеличения, конкретного университета». Министр отметил, что сейчас российские вузы, да и вообще все исследовательские коллективы снова в непростой ситуации, поэтому идею совместных заседаний РСР и РАН можно только приветствовать.

«Мы впервые собираемся в существенно изменившихся условиях — геополитических, социально-экономических… Очень правильно все вопросы обсуждать сообща, чтобы выработать единое и для исследовательских институтов, и для университетов видение и найти пути еще большей концентрации, консолидации и взаимодействия», — заключил Валерий Фальков.

Министр просвещения Сергей Кравцов предложил одно из таких совместных заседаний посвятить школьному образованию, ведь это — база, от которой во многом зависит и развитие высшей школы. По его словам, Минпросвещения готово выйти с инициативой, связанной с мобильностью внутри страны студентов педагогических вузов, и предложил всем подумать о такой совместной программе. В завершение Сергей Кравцов вручил Виктору Садовничему ведомственную награду «За верность профессии» и в его лице поблагодарил всех ректоров.
Виктор Антонович свой доклад построил из двух частей: одну посвятил прошлому РСР (сделал краткий обзор его тридцатилетней истории), вторую — будущему (рассказал, какие направления сотрудничества РСР и РАН считает перспективными). В 1990-е годы, крайне сложные для науки и образования, на ректорский корпус легла большая ответственность за сохранение высшей школы. Отношения с властью нового государства складывались непросто.

«Нас тогда отнесли к корпусу «красных» директоров, — вспоминал Виктор Садовничий. — Это были директора, которые возражали против приватизации, разрушения своих структур. И я носил этот титул».

Но постепенно, по его словам, к ректорам стали прислушиваться.

«За 30 лет РСР стал силой, которая много сделала для высшей школы и содействовала государственной политике в области образования, — подчеркнул президент РСР. — Мы — авторитетный центр, потому что экспертизы важнейших решений в области научно-образовательной политики, как правило, проходят через наше обсуждение. Мы понимаем, что согласованная позиция ректорского сообщества, взаимодействие с органами исполнительной власти, с Минобрнауки — необходимое условие развития высшей школы».

Далее ректор МГУ остановился на приоритетных направлениях взаимодействия РСР и РАН. Прежде всего это образовательная деятельность. Здесь, по его оценке, сотрудничество проходит «довольно успешно»: его воплощают люди, которые работают и в академических институтах, и в университетах. Ректор привел в пример МГУ, где трудятся 300 членов РАН, из них три — вице-президенты и 12 — члены Президиума РАН. Аналогично академия взаимодействует со многими вузами.

Серьезным ресурсом воспроизводства научных кадров может стать сотрудничество академических институтов и университетов в области аспирантуры. Сегодня подготовку аспирантов в России осуществляют 567 университетов и 599 научных организаций. При этом на вузы приходятся 86% численности аспирантов — подавляющее большинство.

«Но нас не радуют итоги, — посетовал Виктор Антонович. — В вузовской и академической аспирантуре они примерно одинаковы. Заканчивают аспирантуру 62% поступивших в нее, а защищают диссертации в вузах 10% выпускников аспирантуры, в научных институтах — 11%».

Президент РСР предложил создать сетевую аспирантуру: пусть за аспирантом будут закреплены два научных руководителя — из вуза и из научной организации РАН, и он будет иметь возможность выполнять диссертационные исследования на базе двух организаций.

Тему для совместного обсуждения дают и диссертационные советы на базе вузов. Те, что существуют при университетах-флагманах, таких, как, например, МГУ или СПбГУ, работают, по оценке Виктора Садовничего, качественно, без нареканий, чего нельзя сказать о советах, возникших в десятках других учреждений. В качестве одного из вариантов решения проблемы глава РСР предложил включать в них членов РАН, которые могли бы влиять на ситуацию.
Развитие научного сотрудничества президент РСР видит в формировании совместных крупных научных коллективов, каждый из которых формировался бы прицельно, исходя из компетенций конкретных организаций и их соответствия задаче, под решение которой выделяется финансирование.

«Существующее научное оборудование надо использовать более эффективно — мы нового, может быть, в ближайшее время так быстро не купим», — заметил он.

В качестве перспективных направлений совместной работы Виктор Садовничий назвал создание Большой Российской энциклопедии и единой издательской платформы для высокоуровневых российских научных журналов, издаваемых образовательными и научными организациями. Взаимодействие со школами. И, наконец, просветительскую деятельность и музейную работу. В музеях университетов и институтов РАН хранится огромное богатство, и общая задача — сделать его более доступным для граждан.

Президент РАН Геннадий Красников, в свою очередь, сформулировал приоритеты академии в сотрудничестве с РСР.

«В современных условиях РАН ставит задачу как можно быстрее вписаться в государственную систему принятия решений, повысить свой авторитет и, самое главное, сделать академию надежной опорой для руководства страны, в том числе организуя высокопрофессиональную, объективную, непредвзятую экспертизу, — заявил глава РАН. — Мы считаем, что можем это делать совместно с Российским союзом ректоров».

Очень важный вопрос — инициирование масштабных государственных проектов. «Я думаю, мы могли бы вместе с РСР объективно оценивать новые направления, выбирать такие проекты и предлагать их государству для реализации», — считает Геннадий Красников.

По мнению президента РАН, следует сосредоточиться на внедрении результатов фундаментальных и поисковых исследований в реальный сектор экономики путем создания консорциумов из академических и прикладных НИИ, инновационных предприятий, вузов и бизнес-структур. В рамках этих консорциумов будут воссозданы технологические цепочки, связывающие в единый цикл фундаментальные исследования, разработку и внедрение в производство готовой продукции.

«Особенно на сегодняшнем этапе, когда мы говорим о технологической независимости страны, мы видим один из путей к этому в формировании таких консорциумов без образования юридических лиц», — пояснил глава академии.

Что же касается проблемы подготовки научной смены, тут Геннадий Красников одним из важнейших инструментов назвал базовые кафедры.

«Мы вместе должны найти средства для их развития, — сказал он. — Сегодня у многих институтов не оказалось статей финансирования такой деятельности».

Итог обсуждению, которое казалось вполне плодотворным, подвел Андрей Фурсенко. Напомнив слова одного из выступавших («мы все в одной лодке»), он заметил, что эта лодка плывет сегодня в очень бурном море, что не в полной мере прозвучало на заседании. Помощник президента предложил участникам сформулировать конкретные цели, достижение которых можно было бы проверить по конкретным результатам.

Наталия БУЛГАКОВА

Нет комментариев