Устройство для анализа образцов опухоли сможет заменить патологоанатомов

Определение изменений физических свойств клеток имеет решающее значение для диагностики и лечения некоторых заболеваний, таких как рак . Но для постановки диагноза требуется опыт патологоанатома. Группа ученых разработала быстрый и простой метод анализа биоптатов тканей на наличие рака, который может оставить патологоанатомов в прошлом.

Взятие биопсии солидной опухоли является наиболее распространенным способом оценки злокачественности рака и ориентиром для хирургов при ведении пациентов как во время, так и после операции. Но то, что звучит как простой процесс, таковым не является. Патологоанатом должен разрезать и окрасить образец и исследовать его под микроскопом, прежде чем давать свое экспертное заключение; это очень трудоемко и ресурсоемко.

Ожидание заключения патологоанатома вскоре может уйти в прошлое, поскольку группа исследователей разрабатывает метод точного анализа солидных раковых опухолей примерно за 30 минут без консультации патологоанатома. Они проверили свой метод на ткани мышей.

В новом устройстве используется «измельчитель тканей» для измельчения образца до отдельных клеток, и этот процесс занимает менее пяти минут. Затем клетки анализируют с использованием флуоресцентной и деформируемой цитометрии в реальном времени (RT-FDC), в которой используется шприцевой насос для проталкивания потока отдельных клеток через микроскопическое сужение, где клетки подвергаются воздействию гидродинамического напряжения сдвига и давления.

Деформируемость клеток является полезным способом диагностики заболеваний, особенно инвазивности раковых клеток. Способность раковых клеток деформироваться означает, что они лучше способны вторгаться в другие клетки, что приводит к метастазированию опухоли.

RT-FDC может анализировать до 1000 клеток в секунду, что в 36 000 раз быстрее, чем более старые, более традиционные методы анализа деформируемости клеток. Делается изображение каждой клетки по мере ее прохождения, оценивая ее физические характеристики и различая подтипы клеток ткани только по изображению.

Но наблюдения за физической структурой клетки недостаточно для диагностических целей. Так, исследователи добавили ИИ в виде модели машинного обучения, которая оценивает данные, полученные с помощью RT-FDC, и быстро оценивает, содержит ли образец биопсии опухолевые клетки.

Весь процесс, от обработки образца до анализа данных, занял менее 30 минут, а это означает, что его можно выполнить, пока пациент все еще находится на операционном столе, а результаты предоставляются хирургу без необходимости привлечения патологоанатома.

Исследователи говорят, что это преимущество, потому что не всегда возможно связаться с патологоанатомом во время операции, а это означает, что в некоторых случаях образцы нельзя проанализировать до окончания операции.

«В зависимости от результата это часто означает, что через несколько дней пациент должен вернуться в больницу для еще одной операции», — сказали исследователи.

В дополнение к тестированию на раковые опухоли устройство также использовалось для обнаружения воспаления тканей в модели воспалительного заболевания кишечника. Исследователи надеются, что их новый метод клеточного анализа когда-нибудь будет использоваться в клинических условиях.

Исследование было опубликовано в журнале Nature Biomedical Engineering.
Фото: Twitter