Зонд-камикадзе и мамонтёнок Нун-Чо-Га. Чем запомнится уходящий 2022-й год?

30.12.2022

Уходящий год запомнится важными событиями во многих областях — от генетики и медицины до прорыва в изучении дальнего космоса. Но прежде о том, что в 2022-м главным достижением человечества стало рекордное количество жителей Земли. 15 ноября ООН сообщила, что число людей на нашей планете составило в 8 миллиардов. Хотя еще меньше века назад земная популяция насчитывала всего 2 миллиарда человек. Быстрый рост в ХХ веке произошел благодаря успехам в здравоохранении и медицине.

В астрономии в этом году произошло долгожданное событие — от запущенного 25 декабря 2021 года космического телескопа «Джеймс Уэбб» начала поступать информация. Первым изображением, переданным гигантским устройством, стала простая мозаика из 18 точек — отражение в зеркалах телескопа звезды HD 84406. Однако после этого Уэбб успел передать множество удивительных изображений туманностей и галактик, сделанных с помощью камеры ближнего инфракрасного излучения (NIRCam).

В Нью-Йорке были проведены две операции ксенотрансплантации, в ходе которых людям пересадили генетически отредактированные сердца свиней. Сердца животного в груди человека бились как минимум 72 часа. Важное уточнение: на момент оперативного вмешательства у пациентов мозг уже был мертв, а сердцам помогали работать аппараты ИВЛ. Ученые надеются, что в течение 10 ближайших лет трансплантация сердца станет рутинной операцией, однако до этого предстоит многое. Прежде всего — сделать модифицированные органы полностью совместимыми с телами людей. Это станет настоящим прорывом, если действительно произойдет. Тогда людям с тяжелыми врожденными пороками сердца и другими заболеваниями сердечно-сосудистой системы не придется годами ждать донорского органа.

Летом в Канаде был обнаружен мумифицированный детеныш шерстистого мамонта. Это самая полная мумия млекопитающего на сегодняшний день, и в этом ее главная ценность. Найденыша назвали Нун Чо Га, что на языке коренных народов Юкона означает «большой детеныш». Благодаря вечной мерзлоте состояние останков безупречно — сохранились шкура, туловище, ногти на ногах и даже последняя трапеза в кишечнике детеныша — трава. И это несмотря на возраст мамонтенка — более 30 000 лет. Тогда малыш бродил по Юкону вместе с дикими лошадьми, пещерными львами и гигантскими степными бизонами.

20 лет назад было объявлено, что «первоначальное секвенирование генома человека» завершено. Правда, расшифровка  была неполной — некоторые участки прочесть не удалось из-за несовершенства оборудования. И вот в апреле этого года ученым удалось секвенировать, то есть установить последовательность  ДНК, оставшихся 8%. Новый полный геном назвали T2T-CHM13. Открытие поможет понять, как проходила эволюция, раскроет некоторые вопросы биологии и, возможно, будет полезным в создании препаратов от болезней, считающихся сегодня неизлечимыми, и это большой успех.

Масштабный проект NASA под названием DART (Double Asteroid Redirection Test) по защите Земли от астероидов также прошел успешно. Миссия стоимостью $325 млн состояла в том, чтобы изменить орбиту небесного тела, отклонив ее от столкновения с нашей планетой. В сентябре этого года запущенный в 2021-м зонд-камикадзе долетел до космического камня Диморф, атаковав его на невероятной скорости — 22 526 км/ч. Имеющий в диаметре 160-метров Диморф — «спутник» более крупного астероида Дидим, размером 780 метров. Удар малого камня по большому позволил изменить орбиту последнего. Специалисты по планетарной защите отметили, что эксперимент превзошел их ожидания: отклонение составило больше, чем они планировали.

Фото: phonoteka.org