Жаренные факты. Возможен ли полный отказ от мяса

1.07.19

В последнее время знаменитости все активнее высказываются в пользу отказа от мясных продуктов. Так, один из создателей социальной сети «ВКонтакте» и мессенджера Telegram Павел Дуров недавно написал, что сосредоточился на употреблении рыбы — исключительно дикой. На Западе такую диету называют сиганской или сиганством (seagan diet, seaganism). Это веганство плюс блюда из морепродуктов не менее двух раз в неделю.

Но некоторые ученые предлагают пойти еще дальше и задаются вопросом, можно ли отказаться еще и от рыбы. Немецкие исследователи обратили внимание, что мыши, которые получали пищу с низким содержанием белка, имели лучшие уровни сахара в крови. Теперь эксперты предоставили подопытным грызунам низкокалорийную пищу. Текущие результаты показали, что уменьшение единственной аминокислоты (метионин) уже положительно повлияло на чувствительность к инсулину у представителей фауны.

Хотя в некоторых орехах, масличных семенах и овощах содержится значительное количество незаменимой аминокислоты, в растительной диете обычно меньше метионина по сравнению с мясной и рыбной диетой, — отметили ученые. В будущем они планируют провести дальнейшие исследования с веганами, чтобы предоставить дополнительные доказательства возможного участия аминокислоты в развитии диабета 2 типа.

Но так ли полезен отказ от мяса? Диетологи считают, что в этом случае человек, помимо аминокислот, недополучит еще и  витамины группы B. Например, B12 содержится только в животных продуктах.  Также мясо — самый мощный источник железа, а это важно для поддержания уровня гемоглобина в крови. Сокращение креатина, который поступает в организм человека при потреблении говядины, проявится снижением физической активности и утомляемостью, нарушением памяти. Недостаток омега-3 может выражаться рассеянным вниманием, нестабильностью памяти, болью в суставах, гипертонией. Как бы ни ругали холестерин, он чрезвычайно важен для нормального развития детского организма. Он влияет на правильное формирование клеток и выработку половых гормонов. Если взрослым нужно снижать его потребление, то детский организм должен получать холестерин в полной мере, а содержится он только в продуктах животного происхождения. А стоматологи полагают, что без мясных продуктов невозможно формирование правильного челюстного аппарата.

«Вегетарианство является несбалансированным типом питания. Что-то хорошее в нем есть, но чего-то и не хватает. Вегетарианцам нужно обязательно принимать биологички активные добавки, витаминно-минеральные комплексы, чтобы компенсировать эти вещества. Но вегетарианцам будет не хватать и аминокислотного состава, который находится в мясе. Поэтому нужно применять сою. Соя — это единственный растительный продукт, который содержит до 40% белка и его состав приближается к составу белков молока. Соевый белок более сбалансирован, чем остальные растительные белки», — объясняет ведущий научный сотрудник ФГБУ ‘ФИЦ питания и биотехнологии’, заместитель главного диетолога Минздрава России Алла Погожева.

Полноценная альтернатива мясу пока не найдена. Но сразу несколько стартапов работают над тем, чтобы сделать его производство максимально экологичным.  Так, в прошлом году израильской компании Aleph Farms удалось вырастить стейк, вид и текстура которого полностью совпадает с натуральным мясом.