Ватты по потребностям. Как очеловечить энергетику?

13.10.19

Наука — главный драйвер технологических новаций — должна предложить ключевые решения по производству, аккумулированию, передаче и потреблению энергии без ущерба для окружающей среды. Поддержанная политической волей и эффективным межсекторальным взаимодействием, она способна обеспечить новое качество жизни для жителей планеты. Таковы ключевые выводы, которые сделали лауреаты Международной энергетической премии «Глобальная энергия» и члены международного комитета по ее присуждению в ходе панельной сессии «Миссия выполнима: ответы науки на глобальные энергетические вызовы», прошедшей в рамках Международного форума «Российская энергетическая неделя».
Мир вступает в новый технологический цикл, где главным «заказчиком» устойчивого развития являются не финансовые или политические институты, а потребитель. Как конечный плательщик за ресурсы он будет выбирать умные технологии, которые предоставляют возможность эффективного использования энергии и оптимизируют ее потери при добыче, транспортировке и реализации, отметили участники встречи.

Важнейшее значение имеют такие разработки, как умные сети, активно адаптивные сети, внедрение новых материалов и технологий по передаче энергии, а также накопители, которые позволят сгладить пиковые нагрузки, считает председатель Наблюдательного совета Ассоциации «Глобальная энергия», вице-председатель Мирового энергетического совета Олег Бударгин.

Очевидно, что спрос на электроэнергию будет продолжать расти. А значит, при ее производстве с помощью углеводородного топлива необходимо развитие технологий улавливания и хранения углерода, чтобы добиться нулевых выбросов к 2050 году. Такие возможности дает «цикл Аллама» — разработка Роднея Джона Аллама, лауреата премии «Глобальная энергия» 2012 года, члена Межправительственной группы экспертов по изменению климата (МГЭИК), удостоенного Нобелевской премии мира в 2007 году. Она позволяет сжигать углеводородное топливо с применением в энергетическом цикле углекислого газа в качестве циркулирующей рабочей среды. Ученый убежден, что замена устаревающих загрязняющих систем (а основное количество эмиссий обеспечивает уголь разных марок) должна производиться с одновременным внедрением новых систем с близкими к нулю выбросами СО2. При этом такая фундаментальная задача требует решения в основном политических, а не технических проблем.

Председатель Международного комитета по присуждению премии «Глобальная энергия», член МГЭИК, удостоенный Нобелевской премии мира в 2007 году Рае Квон Чунг также отметил, что инновации должны стимулироваться мощными административными решениями и политической волей разных стран. Недавние заявления Великобритании об обеспечении нулевых выбросов парниковых газов к 2050 году (Net zero target) и план Германии по отказу от сжигания угля (coal exit) к 2038 году являются ярким примером политического сигнала ключевым игрокам энергетического рынка. Еще одним важным шагом на пути к глобальной энергетической трансформации должен стать переход от субсидирования добычи ископаемого топлива к поддержке возобновляемой энергетики.
В свою очередь, профессор Фреде Блобьерг, глава Центра отказоустойчивой силовой электроники при университете Ольборг, убежден: ключевая технология для преобразования электроэнергии, которая повышает эффективность ее использования и стимулирует дальнейшее развитие возобновляемой генерации, — это силовая электроника. «Нам важно максимально электрифицировать общество — в системах отопления, вентиляции, кондиционирования и на транспорте. И для такой работы крайне необходимы развитые технологии хранения ресурсов и энергохранилища, гибко адаптирующиеся к нагрузкам».

В данном контексте, по мнению профессора Халила Амина, заслуженного научного сотрудника и руководителя программы по развитию технологий аккумуляторных батарей Аргоннской национальной лаборатории, наибольшей проблемой для массовой электрификации в мире является цена на аккумуляторы. «Сейчас стоимость составляет около
190 долларов за кВт/ч. Она должна снизиться до 80 долларов за кВт/ч, чтобы расходы были сопоставимы с расходами на обычные автомобили с двигателями внутреннего сгорания. Чтобы расширить использование электромобилей, требуется разработать батарейную установку, способную обеспечить 350-400 Вт/кг (более 1000 Вт/л). Продвинутые литий-ионные аккумуляторы следующего поколения способны развить такой потенциал», — отметил ученый.
В частности, такие возможности дает разработанный Х.Амином NMC-катод в соединении с композитным анодом на основе Si-C. По причине низкой энергоемкости такой аккумулятор не будет востребован в автомобильном секторе, однако у него отличный потенциал для использования в энергосети.

В целом участники сессии сошлись во мнении, что развитые и развивающиеся страны будут разными путями следовать целям в области устойчивого развития, провозглашенным ООН, и их достижение вполне реально. Технологии для устойчивого будущего существуют, и именно наука способна выполнить «заказ» потребителя на доступные и надежные энергоресурсы, обеспечивающие новое качество жизни всем жителям нашей планеты.

Ассоциация «Глобальная энергия»

Фото с сайта drive2.ru

Нет комментариев