Вице-президент РАН Николай Долгушкин: «То, что сейчас происходит, – это хороший импульс, это шанс полностью обеспечить продовольственную независимость»

21.12.2022

Вице-президент РАН Николай Долгушкин курирует в Академии наук сельскохозяйственное направление. Он сопредседатель «Межведомственного координационного совета РАН по научным исследованиям в области агропромышленного производства и комплексного развития сельских территорий» при президиуме РАН — такое вот длинное название у недавно утвержденного Совета. Но и проблем, которые придется решать Совету, немало. О ситуации в агропромышленном комплексе в условиях западных санкций и о роли науки в достижении научно-технологического и продовольственного суверенитета Николай Долгушкин рассказал в интервью «Поиску».

О национальной безопасности 
«Надо помнить, что национальную безопасность мы никогда не обеспечим, не решив задачу обеспечения собственным продовольствием, не реализовав утвержденную Указом Президента Российской Федерации от 21 января 2020 г. № 20 «Доктрину продовольственной безопасности».
Да, у нас сегодня недостает некоторых видов животноводческой продукции, собственных семян сахарной свеклы, кукурузы, подсолнечника, овощей.
Но не все знают, что семена в красивой обертке, которые продавали нам зарубежные фирмы, производились у нас, на нашей земле, и выращивали их
наши люди. Да, в западных странах более высокое качество подготовки семенного материала — у них есть современные заводы, где продукцию сделают идеальной. Особенно это касается сахарной свеклы, подсолнечника и кукурузы.
Но ведь мы это тоже можем делать! Просто раньше сложившаяся ситуация всех устраивала — и зарубежных производителей семян,  и сельхозпроизводителей, и посредников, и тех, кто закупал готовую продукцию, а потом экспортировал ее на Запад. Но сейчас обстоятельства изменились…».

Когда начались проблемы в отрасли
«Есть проблемы, которые начались 10-30 лет назад. Мы практически перестали производить сложную сельскохозяйственную технику — тракторы, комбайны, заменяя ее на зарубежную. Начиная с 1990-х годов в пищевой промышленности мы используем в основном импортное оборудование, закупая более 90 процентов. Это непростительно много!
В области сельхознаук у нас постепенно вымывался кадровый научный потенциал. Как могло произойти, что за последние десять лет отрасль  потеряла более четверти работающих в ней ученых-исследователей? Это что же получается — еще через десять лет их останется меньше 50 процентов? И кто будет заниматься инновационными разработками? Особенно в области биотехнологий, к примеру. Биотехнологические методы используются сегодня практически везде — и в животноводстве, и в растениеводстве, и в пищевой промышленности, и при создании новых лекарственных препаратов. А для этого нужны современные грамотные, квалифицированные научные кадры.
И еще об одном хочу сказать: нам нужно сохранить российское село. В Минсельхозе России создан Департамент развития сельских территорий. Необходима координация всех министерств и ведомств, которые занимаются развитием села — и возражения, которые мы иногда слышим — о том, что это экономически невыгодно, накладно, — не принимаются!».

Что делается для возрождения агросектора России
«Сейчас 11 ведущих исследовательских институтов переданы из Минобрнауки России в ведение Минсельхоза России. И они очень энергично начали работать. Укрепляют научную базу, активно закупают технику, удобрения, оборудование. Сложнее решить вопрос с оснащением пищевой  промышленности необходимым отечественным оборудованием. Я знаю, что этим очень серьезно занимаются и правительство, и соответствующие  министерства. Поэтому и эту проблему мы решим».
«Указ о необходимости разработки программы научно-технического развития сельского хозяйства был принят еще в 2016-м году (Указ Президента РФ «О мерах по реализации государственной научно-технической политики в интересах развития сельского хозяйства» — Ред.).  В 2017-м году была утверждена сама программа (Федеральная научно-техническая программа развития сельского хозяйства на 2017-2030 годы — Ред.). Скажем прямо, за пять лет было сделано не очень много, запущены всего три подпрограммы. Но посмотрите, как эта работа оживилась сейчас. В 2022-2023 годах запускается еще девять важных подпрограмм, несколько подпрограмм по критическим направлениям находится в разработке. Значит, сложившаяся
ситуация нас подстегнула. То, что сейчас происходит – это реальный шанс обеспечить свою продовольственную независимость».

 

 

 

Елена Краснова

Нет комментариев