Ученые оценили вероятность возникновения лесных пожаров вокруг Байкала

14.05.2021

Ученые Томского политехнического университета разработали методологию для прогнозирования лесных пожаров на примере окрестностей озера Байкал. В ее основе лежит атмосферно-почвенный измерительный комплекс. Исследование поддержано грантом Российского фонда фундаментальных исследований 17-29-05093. Результаты проекта опубликованы в журнале International Journal on Engineering Applications.

Проект выполняется с 2018 года под руководством доцента Научно-образовательного центра И.Н. Бутакова ТПУ Николая Барановского. Его основная цель заключалась в разработке методов мониторинга опасности лесных пожаров в условиях антропогенной нагрузки на территории бассейна озера Байкал.

«Озеро Байкал является крупнейшим природным резервуаром пресной воды и характеризуется уникальной флорой и фауной. Его жизненный цикл во многом продиктован процессами, происходящими на прибрежной территории (природными и антропогенными), в том числе лесными пожарами. Это может влиять на водосбор озера и менять режим его функционирования. Поэтому оценка возникновения лесных пожаров от антропогенной нагрузки очень важна для понимания процессов, влияющих на жизнедеятельность Байкала», — отмечает Барановский.

Над исследованиями работали ученые Томского политеха, Горно-Алтайского государственного университета, Института физического материаловедения СО РАН (Улан-Удэ), Института общей и экспериментальной биологии СО РАН и Университета Париж Дидро (Франция).

С помощью атмосферно-почвенного измерительного комплекса ученые вели мониторинг метеоусловий и параметров почвы — регистрировали влажность и температуру воздуха, скорость и направление ветра, количество жидких осадков и температуру почвы. Измерения проводились в окрестностях села Хурумша (Республика Бурятия). Для исследования были использованы данные за отдельно взятые дни лета 2019 года. На их основе ученые предложили использовать ряд математических формул для оценки пожарной опасности.

«Анализ данных показал, что в лесном массиве может сложиться ситуация, когда низовой лесной пожар переходит в фазу верхового лесного пожара. Для этого необходимы определенные условия, — поясняет Николай Барановский. — Во-первых, полог древостоя должен иметь достаточно малое значение нижней границы расположения ветвей. Во-вторых, скорость низового лесного пожара должна быть достаточно высокой. Это во многом зависит от скорости ветра внутри лесного массива. Ветер в данном случае является драйвером процесса перехода низового лесного пожара в верховой. Надо полагать, что для разных типов лесных массивов будут различные значения критической скорости ветра. Этот вопрос требует дополнительного изучения».

Несмотря на фундаментальный характер проекта, ученые утверждают, что результаты исследования могут лечь в основу прикладных разработок. В частности, ученые из Института физического материаловедения СО РАН под руководством Александра Базарова планируют создать сеть атмосферно-почвенных измерительных комплексов в Республике Бурятия для мониторинга, оценки и прогнозирования лесной пожарной опасности. Также продолжаются работы в рамках проекта РФФИ № 20-31-51001 по анализу влияния антропогенной нагрузки от железнодорожных магистралей на лесную пожарную опасность.

О результатах этих проектов ученые рассказывают в серии подкастов на сервисе «Яндекс. Музыка».

Пресс-служба ТПУ