Астрофизики обнаружили загадочное исчезающее излучение в созвездии Лебедь

06.09.19

Астрономы NASA поймали загадочное излучение в спиральной галактике Фейерверк (NGC 6946), которая находится на расстоянии 22 миллионов световых лет в созвездии Лебедь.

Яркие синие и зеленые пятна на этом снимке NGC 6946 показывают местоположение чрезвычайно сильных источников рентгеновского излучения.

Изначально космическая обсерватория NuSTAR изучала вспышку сверхновой. На снимке это сине-зеленое пятно в правом верхнем углу. Спустя 10 дней после наблюдений было зафиксировано мощное излучение. На снимке оно отмечено зеленым в центре. Пока астрономы разбирались, откуда оно взялось, источник исчез. «Поиск» попросил прокомментировать загадку профессора, заведующего лабораторией экспериментальной астрофизики ИКИ РАН Сергея Сазонова:

«Предложено два возможных объяснения. Первое: сверхкритическая аккреция  вещества на нейтронную звезду, обладающую сильным магнитным полем. Из-за быстрого вращения нейтронной звезды веществу из аккреционного диска трудно проникнуть к ней, так как на его пути возникает «пропеллер«, образуемый силовыми линиями магнитного поля (эффект описан теоретически Илларионовым и Сюняевым в 70-е годы) – представьте себе, что Вы запрыгиваете на карусель. Однако барьер между аккреционным диском и магнитосферой (пропеллером) все же не совсем сплошной и время от времени вещество из диска может попадать на нейтронную звезду и вызывать вспышку рентгеновского излучения» — рассказал Сергей Сазонов

Вторая гипотеза еще более интересная, говорит ученый. Она предполагает, что мы имеем дело с разрушением небольшой звезды или большой планеты при ее близком пролете около черной дыры (звездной или промежуточной массы).

«В таком случае осколки звезды или планеты образуют аккреционный диск, который за несколько дней целиком перетекает на черную дыру, и наблюдатель видит мощную вспышку рентгеновского излучения. Ранее были известны разрушения звезд вблизи сверхмассивных черных дыр в ядрах галактик (так называемые события приливного разрушения, tidal disruption events, TDE). Они тоже наблюдаются в рентгене (а также в ультрафиолете и оптике), но вспышки длятся несколько месяцев и даже лет, а светимость достигает колоссальных значений порядка 10^44 эрг в секунду. То есть ULX-4 может быть «микро-TDE», — объясняет Сазонов.

По его словам, только время покажет, какая из этих гипотез верна. В первом сценарии (с пропеллером) можно ожидать появления новых вспышек источника, а во втором – нет.