Углубляясь в аллели. Генетики спешат на помощь животноводам

05.10.19

Минобрнауки утвердило комплексный план научных исследований (КПНИ) по улучшению генетического потенциала крупного и мелкого рогатого скота. В его реализации участвует 21 организация — 14 научных и 7 образовательных. Партнерами выступают как племенные хозяйства и селекционно-генетические центры России, занимающиеся совершенствованием и тиражированием селекционного материала, так и непосредственно производители, а также переработчики продукции. Цель — обеспечить стабильный рост производства продукции животноводства на базе отечественных технологий и племенного материала.
Среди участников совещания в министерстве была директор филиала Северо-Кавказского федерального научного аграрного центра (ФНАЦ) Всероссийского научно-исследовательского института овцеводства и козоводства (ВНИИОК), профессор РАН Марина СЕЛИОНОВА. «Поиск» попросил ее поделиться видением путей решения поставленных задач.

— Марина Ивановна, в плане делается ставка на отечественный племенной материал. Это здорово! Только ведь большинство аграриев считает отечественную генетику неконкурентоспособной. Многие импортные породы и кроссы (от англ. сross — скрещивание) превосходят российские по продуктивности, эффективности использования кормов.
— Это отчасти верно в отношении птицеводства, свиноводства, молочного и мясного скотоводства. Действительно, в этих отраслях от 50 до 80% стада представлены породами, созданными зарубежными генетиками и селекционерами. И тому есть множество причин. В овцеводстве и козоводстве только около 5-10% — импортная генетика, остальное — отечественная. Овцеводство и козоводство в отличие от птицеводства, свиноводства, молочного скотоводства — экстенсивная отрасль, что предполагает эффективное использование естественных кормовых ресурсов — пастбищ. Зачастую таких, которые не могут быть использованы другими видами скота: горные участки, засушливые степи, полупустынные и пустынные равнины. Условия содержания на таких пастбищах близки к экстремальным. Поэтому отечественные породы овец и коз создавались, в первую очередь, с высоким уровнем приспособляемости к таким условиям.
В то же время селекционный процесс никогда не останавливается, поскольку запросы общества к качественным характеристикам продукции животноводства постоянно меняются. Но чтобы получить новые, экономически более выгодные селекционные формы, необходимо использовать весь «генетический арсенал» — как отечественный, так и зарубежный. Мы с моими коллегами едины во мнении: без отечественных генетических ресурсов, обладающих непревзойденными приспособительными характеристиками к суровым климатическим условиям нашей страны, не обойтись. Но и зарубежная генетика будет востребована.
— И все же как увеличить долю отечественных разработок? Ведь при нестабильной политической ситуации зависимость от генетического импорта может привести к развалу некоторых отечественных животноводческих отраслей.
— КПНИ как раз и принят для того, чтобы такого не произошло. В нем — четыре направления. Первое — развитие фундаментальной науки. Например, поиск генов, отвечающих за продуктивность мелкого рогатого скота. Это позволит получить группы животных с заданными генетическими характеристиками путем тиражирования ценных генотипов, выявленных на уровне ДНК.
Исследования в рамках второго направления нацелены на создание новых пород, в том числе приспособленных к интенсивному использованию в условиях промышленного производства продукции.
Третье направление, на которое хочу обратить особое внимание, связано с сохранением того, что уже имеем, — высокоценных генотипов овец и коз, на совершенствование продуктивных и племенных качеств российских пород, адаптированных к различным условиям разведения. Будет создана федеральная сеть биоресурсных коллекций генетического материала, спермы и эмбрионов мелкого рогатого скота.
Четвертое направление — разработка высокоэффективных технологий производства продукции овцеводства и козоводства, в том числе на промышленной основе.
Всего по четырем направлениям участниками КПНИ заявлены 42 темы научных исследований.
— «Поиск» на своих страницах рассказывал о достижениях ученых ВНИИОК (см. «Одеть и накормить», №32-33 от 12.08.2016). В каких исследованиях, вошедших в КПНИ, намерен участвовать институт?
— Одна из перспективных тем — разработка методов геномной селекции для получения селекционных форм с заданными характеристиками хозяйственно-ценных признаков. В первую очередь это получение овец с высокой энергией роста и выраженной мясной продуктивностью. В частности, ВНИИОК, Ставропольский государственный аграрный университет (СтаГАУ), Московская сельскохозяйственная академия планируют заняться выявлением среди овец разных пород носителей маркерных аллелей в генах гормона роста (соматотропина), дифференциального фактора роста, а также в генах миостатита, кальпаина, кальпастатина, которые контролируют разный уровень увеличения мышечных волокон, их структуру, характер включения жировых прослоек. Эти параметры определяют нежность, сочность и мраморность баранины, ее вкусовые и потребительские качества. Такие исследования позволят на уровне генома закреплять в породах необходимые свойства животных.
Совершенно новая тема для ученых, работающих в сфере овцеводства, — исследования, связанные с редактированием генома. На первом этапе в качестве объекта экспериментов выбран ген миостатина, контролирующий рост мышечных волокон, то есть мясную продуктивность. «Нокаут» — отключение гена миостатина — позволит получать овец с удвоенной массой мышц. Иными словами, животных с двойной мускулатурой. Работы будут проводиться совместно учеными Института цитологии и генетики Сибирского отделения РАН, ВНИИОК, Ставропольского ГАУ и других научных учреждений. В перспективе могут быть определены и другие гены для редактирования — с целью получения новых ценных продуктивных качеств у овец и коз.
Намечены исследования по получению новых селекционных форм, характеризующихся многоплодием и полиэстричностью (возможностью получать потомство в течение всего года). Это исключительно важно для круглогодового цикличного производства баранины, поскольку именно это направление сегодня определяет экономическую эффективность овцеводства и высокий потенциал экспорта баранины. Данную тематику заявили научные и образовательные организации Москвы, Ставропольского края, Калмыкии, Дагестана, Алтая и Тывы.
Для производства баранины представляет интерес получение бесшерстных или линяющих пород овец, которых не нужно стричь. В 2018 году в Ленинградской области была получена катумская порода — первое отечественной селекционное достижение в этом направлении. Такие исследования уже ведутся в Московской области и Калмыкии.
— Мясное направление в овцеводстве — новый тренд развития отрасли, причем с высоким экспортным потенциалом. По статистике, в прошлом году экспорт баранины вырос в 30 раз по сравнению с 2017 годом, в 2,8 раза превысив объем экспорта говядины. Растет спрос на баранину и внутри страны. Естественно, связанные с этим исследования будут основными. Но ведь десятки лет отрасль была ориентирована на шерсть. Разве это направление, пусть не столь актуальное сейчас, не требует внимания?
— Действительно, долгое время для нас, ученых и практиков, ориентиром было разведение мериносовых овец для производства тонкой шерсти. Оно обеспечивалось государственным заказом, шерсть являлась стратегическим сырьем. Но с 90-х годов конъюнктура рынка начала меняться. В настоящее время прежде всего востребованы ягнятина и молодая баранина, цена и спрос на них растут быстрыми темпами во всем мире. Но это не значит, что отечественная шерстеперерабатывающая промышленность будет забыта. Ее нужно не только поддерживать, но и развивать. Не случайно на совещании в министерстве участвовали представители отрасли, в частности, таких крупных компаний, как АО «Троицкая камвольная фабрика», Брянский камвольный комбинат, ООО производственная ассоциация «Маныч». Производству требуется ежегодно порядка 15 тысяч тонн тонкой шерсти. Значит, нужно продолжать совершенствовать генетические ресурсы тонкорунных пород.
Для достижения поставленных КПНИ задач, по расчетам участников программы, в ближайшие семь лет потребуется около 1,7 миллиарда рублей. Однако эти затраты обернутся новыми породами, технологиями, рабочими местами и качественной продукцией.
В настоящее время Минобрнауки России в рамках подготовки проектов подпрограмм Федеральной научно-технической программы развития сельского хозяйства на 2017-2025 годы (ФНТП), а также для своевременного мониторинга хода планирования комплексных научно-технических проектов проводит рабочие встречи с бизнес-партнерами для внесения проектов подпрограммы на рассмотрение совета по ФНТП и определения объемов финансирования по результатам отбора наиболее перспективных и востребованных проектов.
На исследования, отобранные Минобрнауки и Минсельхозом в рамках госпрограммы «Развитие сельского хозяйства» последний планирует выделять бюджетные средства. Кроме того, организации из числа бизнес-партнеров в заявленных научных темах на конкурсной основе могут претендовать на грантовую поддержку.

Беседовал Станислав Фиолетов