Ученые создали компас, помогающий понять, как птицы ориентируются в пространстве

21.08.19

Все мы знаем, что у птиц существует особый компас, позволяющий им безошибочно преодолевать тысячи километров до места назначения. Как он работает, биологи пытаются понять уже больше ста лет. Ученые из Оксфордского университета, считают, что существенно продвинулись в понимании этого вопроса, сообщает журнал Nature.

«Опыты со слабыми магнитными полями указывают на то, что химический компас, существующий в организме птиц, теоретически позволяет ориентироваться по магнитному полю Земли, однако на практике соответствующие вопросы все еще открыты. То есть, мы пока не знаем, как именно реализован химический компас в живых организмах», — цитирует научное издание Кристиана Керпала из Оксфордского университета.

Оказалось, что даже слабое магнитное поле силой в 50 мкТл способно влиять на их способность находить правильный ориентир. В глазах у птиц существуют светочувствительные белки- криптохромы. Согласно самой распространенной теории, они отвечают за чувствительность к магнитному полю Земли. Можно представить, что помимо обычной картинки, птицы «видят» или чувствуют изменение магнитного поля. Которое, безусловно, меняется на протяжении от полюсов к экватору. Помогая животным находить свой путь, как бы со встроенным биологическим компасом.

Чтобы понять как это работает, ученые экспериментировали с тонкими связями пар радикалов, которые подвергали действию слабого магнитного поля в 50 мкТл, что примерно сравнимо с полем Земли.

Оказалось, что даже под воздействием очень слабого поля  — флавин или триптофан в молекуле криптохрома начинают взаимодействовать с  внешними факторами. То есть ученым удалось воссоздать в лабораторных условиях химический компас, который работает у животных. Теперь ученые подтвердить свою теорию, продолжая опыты с живыми существами.