Тысячелетняя история Северо-Восточной Руси раскрывает свои тайны

06.08.19

История самых знаменитых городов Древней Руси: Киева и Великого Новгорода изучена хорошо. Но существовали и другие, не менее важные центры русского мира. Ученые Института археологии РАН впервые изучают современные села Суздальского Ополья , которым уже почти тысяча лет. Эти древние поселения, основанные в XI-XII веках, стали основой Северо-Восточной Руси, пережили монгольское нашествие и сохранились до сих пор.

Ранее считалось, что сеть сельских поселений была неустойчива и территории современных сел неинтересны для археологического изучения. Мы впервые проследили реальную историю конкретных поселений, которые сложились в самом начале формирования Руси и в течение столетий обеспечивали стабильность и благосостояние центральных областей государств», — рассказывает Николай Макаров, директор Института археологии РАН.

Село Глебовское. Суздальское Ополье.

В XII веке в Волго-Окском междуречье формируется новый политический центр Руси, бросивший вызов Киеву и Новгороду. Северо-Восточная Русь становится процветающей областью с многочисленными городами, владимирские князья — наиболее влиятельные политические фигуры на общерусской сцене. Но предыстория возвышения Северо-Восточной Руси до сих пор недостаточно прояснена. В летописях об этом говорится достаточно скудно. Археологи пытаются отследить историю освоения центра Северо-Восточной Руси, формирования в этих местах новых поселений и новых типов хозяйства.

В отличие от большинства средневековых поселений X-XI веков, которые группировались возле водных путей, все территория Суздальского Ополья уже в конце I тысячелетия была покрыта сетью очень больших поселений, причем площадь некоторых достигала 15-19 гектаров и превышала размеры средневековых малых русских городов. Часть этих поселений прекратила свое существование, но некоторые села существуют до сегодняшнего дня.

Для исследований 2019 года были выбраны четыре села возле Суздаля, которые впервые упоминаются в земельных грамотах 1530-1550 годов: Гнездилово, Вышеславское, Туртино и Глебовское. По данным письменных источников известно, что они в это время представляли собой крупные поселения с собственными сельскими старостами, приходскими храмами и священниками.

Шпора. Гнездилово, Суздальское Ополье.

Во время археологических работ было найдено несколько неожиданных артефактов. К ним относится целая шпора, найденная в селе Гнездилово. Этот предмет, связанный с воинской средой, датируется XIII-XIV веком. И может служить доказательством того, что среди жителей Гнездилова в этот период были не только крестьяне, но и лица более высокого статуса, занятые военным делом.

Как отмечают археологи, все исследованные поселения успешно пережили монгольское нашествие. По крайней мере, при раскопках не обнаружено больших перерывов в их развитии во второй половине 13-14 века.

«Часть поселений, сложившихся при суздальских князьях в 12 веке, выдержала удар. Вероятно, они были сожжены, скорее всего, часть населения была уничтожена или угнана, но эти села довольно быстро восстановились. Здесь нет следов столетнего разрыва, который хорошо виден во Владимире, где слой второй половины 13-14 века отсутствует почти повсеместно. Города как будто нет: соборы стоят, в документах он упоминается, а найти какие-то археологические следы жизни Владимира в это время довольно трудно», — отметил Николай Макаров.

Самой яркой находкой стала обнаруженная на одном из селищ деталь навершия рукояти меча, инкрустированная серебряным декором. Находки клинкового оружия и его фрагментов, относящиеся к домонгольскому времени, исключительно редки на археологических памятниках: ранее в Суздале и его округе таких находок ранее было известно лишь две. По словам ученых, новый артефакт, предварительно датированный XI веком, подкрепляет наблюдения о присутствии «усадеб знати» на суздальских селищах.

Навершие меча с фрагментами серебряного декора

За 19 лет исследований археологами обследовано около 380 средневековых поселений, что по примерным подсчетам составляет примерно четверть от всех, существовавших в средние века в Суздальском Ополье. Примерно три четверти до сих пор остаются неизвестными.

Сверху вниз: Кресты-энколпион. XII-XIII вв. Суздальское Ополье. Сверху слева: крест-квадрифолий, украшенный эмалью. XII-XIII вв. Суздальское Ополье.
Амулет-змеевик. На одной стороне изображение христианской символики, а на другой – змеевидная композиция (изображение Горгоны). Находка 2018 года. XII-XIII вв, Суздальское Ополье.
Фрагмент амулета-змеевика, находка 2019 года. XII-XIII вв. Суздальское Ополье.