Тысячелетний тур. Когда на самом деле произошло заселение Европы

11.0.19

В одной из пещер на юге Греции археологи нашли черепа кроманьонца и неандертальца. Собственно, откопали их давно, в 70-х годах прошлого века. Но как это часто бывает, находка долго ждала своего часа. Проведя анализ доли изотопов урана и тория, антропологи выяснили возраст окаменелостей. Кроманьонца датировали возрастом 210 тысяч лет, неандертальца — 170 тысяч, пишет журнал Nature.

«Один из черепов, который был найден в пещере Апидима, принадлежал неандертальцу, а второй – был ранним представителем нашего вида. Его открытие говорит о том, что наши предки покинули Африку раньше, и распространялись по Старому Свету быстрее, чем мы предполагали», — заявила Катерина Харвати из университета Тюбингена (Германия).

Чем примечательна эта находка? Она может перевернуть существующие представления о возрасте и времени миграции наших предков. Ранее считалось, что древнейшие Homo sapiens появились на территории Европы гораздо позже. Раскопки показывали, что первые люди добрались до Ближнего Востока примерно 70 тысяч лет назад, а в Европу – лишь около 45 тысяч лет назад.  Это подтверждают найденные кости в одной из пещер в Румынии и в окрестностях села Костенки в Воронежской области. Они на 150 тысяч лет моложе, чем найденные в Греции.

Фрагмент черепа неандертальца (справа) и кроманьонца (слева) возрастом в 210 тысяч лет

Открытие помогло ученым сделать важный вывод. А что если попыток заселения Европы было несколько? Кроманьонцы мигрировали из Африки, а в Европе их встречали неандертальцы. Судя по тому, что найденному в пещере Апидима черепу неандертальца на 40 тысяч лет меньше, волны экспансии Homo sapiens не всегда были удачными. И Homo neanderthalensis еще долго были доминантным видом на территории Европы.

«Это открытие говорит о том, что наши предки неоднократно пытались продвинуться на север и на запад, двигаясь из Африки в Европу через Левант. Похоже, что они покинули ее пределы не один, а множество раз, и далеко не всегда эти миграции заканчивались успехом», — комментирует Эрик Дельсон (Eric Delson), антрополог из Городского университета Нью-Йорка

Пока ни генетикам, ни антропологам еще не удалось найти следы продолжительных контактов между неандертальцами и кроманьонцами в то время. Но, считают ученые, это лишь вопрос времени.

• Очень интересная статья! Вообще история древнейших времен требует переосмысления, так как множество археологических находок, пусть даже и не вступают в прямое противоречие с современным взглядом на эти времена, но требуют изменений, в первую очередь, в сроке расселения современного человека в Европе и Азии.