Томские биологи борются с насекомым, которое "минирует" липы - Поиск - новости науки и техники
Поиск - новости науки и техники

Томские биологи борются с насекомым, которое “минирует” липы

15.08.2019

Томским липам грозит опасность. Враг – липовая моль-пестрянка – насекомое, внесенное в  список самых опасных для России инвазивных видов. Вредитель, точнее его гусеницы, выгрызает в мягких тканях листьев дерева ходы – так называемые “мины”. Из-за этого вредное насекомое прозвали “минером”. Самки откладывают яйца на нижнюю часть листа, и эта “мина” эффективно защищает обитателя. За сезон липовая моль выводит два поколения, откладывая от 8 до 40 яиц. Впервые “диверсант” был отмечен в 2014 году, и за несколько лет успешно адаптировался, угрожая липам, применяемым в озеленении города.

Родиной этого опасного инвазивного вида являются юг Дальнего Востока и Япония, — рассказывает старший преподаватель кафедры зоологии беспозвоночных Ольга Конусова. — В конце ХХ века липовая моль-пестрянка «захватила» Европу, теперь успешно осваивает Сибирь. В Западной Сибири этого вредителя сначала обнаружили в Тюмени, затем в Барнауле и Новосибирске, а позднее зафиксировали ее присутствие и в Томске.

Сотрудники кафедры зоологии беспозвоночных БИ ТГУ вместе со студентами ведут постоянный мониторинг. Они обследуют разные типы насаждений и степень их повреждения насекомым-«минером», завезенного, по всей видимости, с посадочным материалом. В ходе исследований ученые выявили факторы, способные ограничить численность вредителя, среди них естественные враги — два вида хищных и несколько видов паразитирующих насекомых, уничтожающих гусениц и куколок моли.