Там, где жизнь. Открыты две новые экзопланеты

19.06.19

С 2016 года немецкие и испанские ученые проводят поиск планет вокруг близлежащих к нам звезд с помощью прибора CARMENES, который находится на 3,5-метровом телескопе обсерватории Калар-Альто (Альмерия). Их интерес вызвала звезда Teegarden, которая расположена в 12,5 световых годах от нас. Результаты исследования опубликованы в журнале Astronomy & Astrophysics

Несмотря на близость к Земле Teegarden был открыт только в 2003 году. Этот красный карлик, находится в созвездии Овна. Температура его поверхности составляет 2700 градусов по Цельсию, а масса примерно в десять раз меньше солнечной. Фотометрические измерения звезды проводились с помощью телескопа обсерватории Тейде (Тенерифе), а также телескопами обсерватории Лас-Кумбрес.

«Мы наблюдали эту звезду в течение трех лет, замеряя периодические изменения ее скорости. Наблюдения показали, что две планеты вращаются вокруг нее, обе похожи на планеты во внутренней части Солнечной системы. Они чуть больше Земли и расположены в «обитаемой зоне», где вода может находиться в виде жидкости», — объясняет Матиас Цехмайстер из Института астрофизики при Геттингенском университете.

Звезда Teegarden и две ее планеты, наша Солнечная система на заднем плане. Источник: Геттингенский университет, Институт астрофизики

Хотя планетные системы вокруг похожих звезд известны, их всегда обнаруживали с использованием «метода транзита» — планеты должны проходить перед звездой и затемнять ее на мгновение, что происходит только в очень малой доле всех планетных систем. Такие транзиты еще не были найдены для новых планет. Но открытая система расположена в особом месте на небе: со звезды Teegarden можно видеть планеты Солнечной системы, проходящие перед Солнцем.