Светодиоды для электроники. В России нашли новое решение

31.07.19

OLED-технология на основе светоизлучающих диодов —  это дешевая и экологичная альтернатива технологии LCD (жидких кристаллов). Их используют для создания дисплеев телефонов, телевизоров, планшетов и других устройств. Обычно OLED светодиоды обозначают аббревиатурой RGB по цветам (red — красный, green — зелёный, blue — синий). Красный и зеленый уже хорошо освоены в производстве, а синий технически более сложен. Физики Томского государственного университета предложили свое решение. Они смогли создать светодиоды на основе гетероциркуленов — органических молекул, которые обладают высокой стабильностью и имеют хорошие люминесцентные показатели. Сначала учёные при помощи методов квантовой химии предсказали светимость выбранных молекул, а затем — синтезировали.

Светодиод  на основе гетероциркуленов. Итосчник: ТГУ

«Технология создания красных и зелёных OLED уже почти доведена до совершенства, а создание синих OLED для RGB-слоев до сих пор является актуальной задачей. Здесь необходим поиск стабильных веществ, которые светят эффективно в синем диапазоне при низких напряжениях. Мы предложили молекулы циркуленов.  Фактически, в 2016 году мы предсказали люминесцентные свойства данных циркуленов методами квантовой химии. Позже их смогли синтезировать наши коллеги из Университета Копенгагена. А в этом году мы смогли создать OLED в Томске. Справедливости ради надо сказать, что сначала на них также были сделаны белые OLED, так как технически было сложно создать синие. Но эту техническую проблему мы решили в Томске, убрав эксимерное излучение», — объясняет доцент Физического факультета ТГУ Рашид Валиев.

Белые OLED используются при производстве светильников: при низкой мощности питания они обладают высокой эффективностью. Диоды излучают свет и при этом практически не нагреваются; более того, позволяют освещать намного большую поверхность по сравнению с лампами накаливания благодаря контролируемой направленности излучения. В будущем учёные планируют совершенствовать технологию производства синих OLED на циркуленах для гибких дисплеев.