Светлые пятна черной дыры. Астрономы разглядели «шлейф» в центре нашей галактики

6.06.19

Сверхмассивные черные дыры обозначают себя дисками вращающихся вокруг них газов. Но та, что находится в центре нашей галактики, не подавала таких признаков. Обнаружить аккреционный диск астрофизикам удалось при помощи телескопа ALMA (Atacama Large Millimeter/submillimeter Array) в Чили. О поисках пишет Science News.

Сверхмассивная черная дыра в центре Млечного Пути называется Стрелец А и имеет массу примерно в четыре миллиона солнечных. Вокруг нее нет ярко светящегося вещества, которое заметно у некоторых других подобных объектов: аккреционный диск у Стрельца А более тусклый, отчего его долгое время не удавалось увидеть. Поэтому первый снимок черной дыры и сделали в центре галактики M87, а не Млечного Пути.

Вначале ученые следили за горячими газами (с температурой примерно в 10 миллионов кельвинов), которые окружают черную дыру, но вместо диска увидели только облако. Тогда внимание переключили на холодные газы, находящиеся приблизительно в 280 миллиардах километров от Стрельца А.

ALMA изучил более холодные газы, наблюдая частицы света на определенной длине волны. Эти фотоны испускаются, когда электроны и протоны в газах объединяются, образуя атомы водорода. Когда ученые посмотрели на распределение фотонов , они увидели продолговатый диск с промежутком в середине, где находится черная дыра.

На одной стороне диска длина волны света была растянута или смещена в красную сторону. С другой стороны свет был подавлен или изменен голубым. Это открытие означает, что одна сторона движется к Земле, а другая в противоположном направлении — явный признак того, что диск вращается.

Команда также оценила его массу: от 0,00001 до 0,0001 массы Солнца, в зависимости от толщины диска. И исследователи подсчитали, сколько материала падает в черную дыру, которая, по их словам, составляет около 2.7×10-10 солнечных масс в год, или примерно половину массы карликовой планеты Церера.