Создан изолятор толщиной всего десять атомов

18.08.19

Одна из самых сложных проблем, стоящих перед инженерами — что делать с избыточным теплом, которое выделяется электронными гаджетами. Решить эту проблему ученые из Стэндфордского университета хотят с помощью создания изоляционного материала, который они назвали «тепловым» экраном.

Тепло, которое мы чувствуем от смартфонов или ноутбуков, на самом деле является неслышимой формой высокочастотного звука. Электричество течет по проводам, как поток электронов. Когда эти электроны движутся, они сталкиваются с атомами материалов, через которые они проходят. С каждым таким столкновением электрон заставляет атом вибрировать, и чем больше течет ток, тем больше столкновений происходит, пока электроны не начинают бить по атомам, как молотки по колоколам. Так на частотах, намного превышающих порог слышимости, генерируется энергия, которую мы ощущаем как тепло.

Это увеличенное изображение показывает четыре слоя атомарно тонких материалов, которые образуют тепловой экран толщиной всего два-три нанометра, или примерно в 50 000 раз тоньше листа бумаги.

В своем изобретении ученые использовали принцип многопанельных окон со стеклами различной толщины. В итоге, команде ученых удалось создать материал из слоя графена и три других материалов. Это практически невидимая пленка — толщиной всего в 10 атомов. В нем колебания атомной энергии гасятся и теряют большую часть своей энергии при прохождении через каждый слой.

«В ближайшей перспективе тонкие тепловые экраны позволят инженерам сделать электронные устройства еще компактнее», — рассказывает профессор электротехники Эрик Поп