Современное мышление и язык появились одновременно 70 тысяч лет назад

05.08.19

Современная наука считает, что человеческая ветвь и неандертальцы разделились примерно 600 тысяч лет назад. Но почему же тогда сложные предметы искусства, обряды погребения и здания, требующие определенных архитектурных знаний, появились лишь около 70-80 тысяч лет назад? Этот непонятный разрыв в полмиллиона лет не дает покоя ученым.

Исследователи из Бостонского университета выдвинули свою теорию, почему так произошло. По их мнению, прорыв в человеческом сознании произошел одновременно с появлением рекурсивного языка. Повинна в этом генетическая мутация, которая привела к замедлению развития перфронтальной коры головного мозга, считают ученые. Исследование опубликовано в журнале Research Ideas and Outcomes.

Ключ к открытию исследователи нашли, изучая современных детей. Оказывается, у них существуют временные ограничения для развития определенного компонента воображения — перфронтального синтеза (PFS). Если ему не обучиться в детстве, всю жизнь будешь испытывать сложности с пространственным мышлением, описанием объектов и процессов. Исследователи сделали вывод, что до определенного момента древние люди не могли обучить рекурсии своих детей, потому что перфронтальная кора развивалась у тех слишком быстро.

И вот,  70 тысяч лет назад, это развитие стало постепенно замедляться. Процесс стал занимать не 1-2 года, а 4-5 как у современных детей. Это дало нашим предкам больше времени на обучение абстрактным и поведенческим вещам.

Приобретение PFS и рекурсивного языка 70 тыс. лет назад привело к тому, что появился новый поведенческий вид: первый поведенчески современный Homo Sapiens. Способность быстро сопоставлять ментальные объекты в процессе PFS значительно облегчила умственное прототипирование и привела к быстрому ускорению технического прогресса. Благодаря способности мысленно моделировать любой план и сообщать об этом своим спутникам люди постепенно стали доминирующим видом — утверждает Андрей Вышедский из Бостонского университета.

3 комментария