Следи за движением. Найден способ увеличить область жизни частиц в коллайдере NICA

11.06.19

Группа ученых Института ядерной физики им. Г. И. Будкера в Новосибирске и Объединенного института ядерных исследований в Дубне провели оптимизацию динамической апертуры, то есть области устойчивого движения частиц в магнитной структуре коллайдера NICA. Согласно расчетам, эту область можно увеличить в полтора-два раза. Результаты опубликованы в журнале «Физика и техника ускорителей».

NICA — это ускорительный комплекс класса mega-science. Основная цель экспериментов на новом коллайдере — изучение свойств плотной барионной материи, кварк-глюонной плазмы (состояния вещества, в котором пребывала наша Вселенная первые мгновения после Большого взрыва). Кроме того, на базе комплекса планируется проведение исследований в области материаловедения, нано- и пикотехнологий, медицины, биологии, электроники.

Динамическая апертура коллайдера – одна из самых важных характеристик любого кольцевого ускорителя или накопителя заряженных частиц. Это область устойчивого движения частиц в шестимерном фазовом пространстве.

«Если частицы находятся вне динамической апертуры, они будут потеряны в процессе ускорения или накопления. Динамическая апертура установки должна быть больше ее реальной геометрической апертуры, тогда ускоритель спроектирован правильно. От динамической апертуры зависит время жизни пучка, эффективность инжекции частиц, а значит, в итоге количество столкновений частиц в единицу времени – светимость, другая важнейшая характеристика коллайдера» – рассказывает один из авторов работы Ксения Карюкина.

Авторы статьи предлагают добавить в ускорительную структуру комплекса NICA 8 октупольных магнитов, по два с каждой стороны от места встречи пучков, вблизи линз финального фокуса. По их расчетам, это поможет в полтора-два раза увеличить область устойчивого движения частиц. В создании комплекса NICA участвуют ученые из 70 институтов 32 стран мира.