Сибирские ученые исследуют споры и пыльцу эпохи вымирания динозавров

27.09.201

Многие месторождения нефти и газа закладывались в меловой (145-66 млн лет) и палеогеновый (66-23 млн лет) периоды. Именно поэтому исследование отложений тех давних лет так важны. Сотрудники Института нефтегазовой геологии и геофизики им. А.А. Трофимука СО РАН изучают последовательность формирования геологических тел и их первоначальные взаимоотношения по ископаемой пыльце и спорам растений верхнемеловых и палеогеновых отложений юга Западной Сибири.

Отложения этих древних периодов здесь доступны для изучения и анализа только в скважинах. Специалисты изучили несколько скважин, вскрывших мел-палеогеновую последовательность. Они были пробурены на юге и на юго-востоке Западно-Сибирской равнины – в Барабинской низменности, в Омской и Кулундинской впадинах, а также в Бакчарском бассейне. Ученые отобрали множество образцов для изучения диноцист, спор и пыльцы ископаемых растений возрастом от ~83 до 37 млн лет.

События, происходящие на границе мела и палеогена в Западной Сибири, удается проследить лишь в немногих разрезах, – отмечает Ольга Кузьмина, старший научный сотрудник лаборатории палеонтологии и стратиграфии мезозоя и кайнозоя ИНГГ СО РАН, кандидат геолого-минералогических наук. – Наиболее полная последовательность была обнаружена в краевой зоне Западно-Сибирской равнины, в Зауралье, где в это время был глубоководный морской бассейн.

Исследователи установили, что наиболее полные разрезы расположены в Омской впадине – там фиксируется относительно небольшой стратиграфический перерыв на границе мела и палеогена. На юго-востоке Западно-Сибирской равнины морские отложения замещаются континентальными, и наблюдается значительный стратиграфический перерыв – ученые оценивают его в десятки миллионов лет. А это означает, что в то время осадконакопление на данной территории отсутствовало, либо такие отложения были позже размыты. Тем не менее рассчитывают найти непрерывную мел-палеогеновую последовательность в континентальных отложениях на юге Западной Сибири.

Именно с этим рубежом связано одно из пяти «великих массовых вымираний» в истории нашей планеты, возможно, обусловленное падением огромного метеорита в Мексике (кратер Чиксулуб), – говорит Ольга Кузьмина. – Одной из самых известных групп живых организмов, исчезнувших с лица Земли в это время, являются динозавры.

Все изображения предоставлены пресс-службой ИНГГ СО РАН.