Самолеты на водородном топливе — это уже реальность

30.09.19

Автомобилями с водородными генераторами уже никого не удивишь. Его использование обеспечивает экономию топлива до 50%, а также увеличивают мощность двигателя. Неудивительно, что инженеры хотят сделать следующий шаг в этом направлении и перенести водородную технологию в небо.

В Европе активно занимаются разработкой электрических самолетов и вертолетов, питание электромоторов которых обеспечивают водородные топливные элементы или аккумуляторные батареи. Немалую роль играет экологичность такого вида транспорта, ведь  единственным продуктом работы водородных топливных элементов является вода.

Сегодня в Старом свете действуют несколько программ, направленных на создание экологичного и относительно дешевого транспорта: автомобилей, поездов, самолетов и вертолетов. К примеру, недавно министерство транспорта Великобритании выделило финансирование в размере 2,7 миллиона фунтов стерлингов (около 3,3 миллиона долларов) на реализацию проекта HyFlyer, в рамках которого будут проведены испытания водородного шестиместного самолета. Как пишет Flightglobal, в проекте принимают участие американская компания ZeroAvia и британский Университет Крэнфилда. В свою очередь, американцы уже приступили к летным испытаниям водородной двигательной установки на самолете Piper PA-46.

Пока в рамках проекта HyFlyer планируется создать демонстратор водородного самолета, рассчитанного на перевозку 6 пассажиров. Точное время испытаний пока не называют. Известно лишь, что они будут проводиться на на шотландских Оркнейских островах. А первый полет будет дальностью около 460–560 километров.

Уже с 2022 года ZeroAvia планирует начать поставки водородной двигательной установки для пассажирских самолетов вместимостью 10–20 человек.

Есть подобные разработки и в России. Центральный институт авиационного моторостроения имени Баранова до конца 2019 года планирует провести первые летные испытания легкого двухместного водородного самолета на базе серийного российского «Сигма-4». Сообщается, что в прототипе водород для топливного элемента будет храниться под высоким давлением в композитном баллоне. На самолет будет установлен электродвигатель мощностью 80 киловатт с жидкостной системой охлаждения.

Специалисты называют развитие малой авиации на водородном топливе весьма перспективным. Конечно, наряду с преимуществами, а полеты на таких самолетах, безусловно, будут намного дешевле, возникнет вопрос, где взять столько пилотов? Тут есть несколько ответов. С одной стороны, обучение вождению и переквалификация вертолетчиков должна быть не такой сложной, как для дальнемагистральных самолетов. С другой, а кто сказал, что вести самолет обязательно должен человек? Да, пока звучит утопией, одно дело автобусы или поезда с автоматизированным управлением, другое дело воздух. Но и в этом направлении сейчас активно ведутся перспективные разработки. К примеру, в Америке уже вовсю тестируют систему  ROBOpilot. Как ясно из названия, это робот, который монтируется на месте пилота и сам управляет самолетом с помощью обычных средств управления. Подробнее об этом можно прочитать ЗДЕСЬ.

Андрей Горбачев

1 комментарий

  • Все это от экологии зараженной всем и вся -вымираем!Человечество пожирает самих себя!