Российские ученые обнаружили новые виды пресноводных моллюсков

23.08.19

Ученые из Архангельска, работавшие в Мьянме в 2018 году », открыли новые виды моллюсков, прежде неизвестных науке. Ученые участвовали в международном проекте «Последний затерянный мир: ранее неизвестные центры эволюции пресноводных моллюсков в Юго-Восточной Азии». Данные об открытии уже опубликованы в авторитетном международном научном журнале Scientific Reports (издательская группа Nature).

Всего россиянам удалось обнаружить четыре новых вида и четыре новых подвида пресноводных моллюсков в бассейнах рек Иравади, Ситаун, Хаунгдарау и Давей. Исследователи считают, что эти моллюски находились здесь в изоляции и эволюционировали в течение десятков миллионов лет.

Обнаруженные виды получили названия преимущественно с отсылкой к местным географическим объектам. Однако есть исключение: вид Leoparreysia whitteni был назван в память о трагически ушедшем из жизни английском биологе, сотруднике организации «Фауна и флора интернейшнл» Тони Уиттена (1953-2017).

Нам удалось найти всего три раковины Leoparreysia whitteni, по которым мы сделали описание, — рассказывает заведующий лабораторией молекулярной экологии и филогенетики САФУ, директор ФИЦКИА РАН Иван Болотов. — Это редкий уникальный вид, имеющий миниатюрную, но очень красивую ярко-зелёную раковину.

Как убедились современные исследователи, открытые виды обитают в небольших бассейнах рек, плотность их популяции низкая — одна-две раковины на квадратный метр.

Это исчезающие виды с очень локальным распространением. Многие реки Юго-Восточной Азии очень древние, а большие реки выступают как барьер для расселения видов из их притоков. В руслах крупных рек мутная вода, большие глубины и мощные потоки, в горных притоках — прозрачная вода и малые глубины. Приспособившиеся к притокам виды не способны пересечь большую реку. Поэтому в каждом притоке происходила своя независимая эволюция, и мы можем там найти ранее неизвестные виды. Но, если там построить дамбу, вырубить лес, мы увидим их вымирание, ведь они обычно живут только в одном притоке, и больше нигде не встречаются — объясняет Иван Болотов

Пока эксперты констатируют высокое видовое разнообразие этих живых организмов в тропической Азии, однако, если антропогенная нагрузка на водоёмы будет нарастать, редкие виды могут быть потеряны безвозвратно, а распространённые начнут вымирать.