Рекордно маленькая: озоновая дыра над Антарктидой затягивается

22.10.2019

Аномальные погодные условия в верхних слоях атмосферы над Антарктидой привели к тому, озоновая дыра уменьшилась до рекордных размеров. Такой «маленькой» ученые наблюдают её впервые за 30 лет.

Озоновый слой, образно говоря, является солнцезащитным кремом. Он защищает планету от потенциально вредного ультрафиолетового излучения, которое может вызвать рак кожи, катаракту, подавить иммунную систему, или же, нанести серьёзный урон растениям.

Как правило, в сентябре пик протяженности этой дыры достигал 6,3 миллиона квадратных миль (16. 4 миллиона квадратных километров). А сейчас, по данным спутниковых измерений NASA и NOAA, он сократился до 3,9 миллиона квадратных миль (10 миллионов квадратных километров).

Это отличная новость для озона в Южном полушарии …но важно признать — то, что мы видим в этом году, связано с более теплыми стратосферными температурами. Это не признак того, что атмосферный озон внезапно быстро восстанавливается.

— говорит Пол Ньюман, ученый Центра космических полетов НАСА в Гринбелте, штат Мэриленд.

Антарктическая озоновая дыра образуется в конце зимы. Тогда, когда возвращающиеся солнечные лучи начинают озоноразрушающие реакции. В этих реакциях участвуют химически активные формы хлора и брома, полученные из техногенных соединений. В конечном итоге, это приводит к неконтролируемым реакциям, разрушающим молекулы озона.

Озоновую дыру «контролируют» с помощью спутника Национального полярно-орбитального партнерства NASA-NOAA Suomi и Полярной спутниковой системы NOAA-20 NOAA. Спутники измеряют озон из космоса. А микроволновый эхолот оценивает уровни хлора в стратосфере, который и разрушает озон.

В этом году измерения озона на Южном полюсе не показали никаких участков атмосферы, где Озон был полностью истощен,

— сказал ученый-атмосферист Брайан Джонсон из исследовательской лаборатории Земной системы NOAA в Боулдере, штат Колорадо.

Это редкое событие, которое мы все еще пытаемся понять … Если бы не глобальное потепление, мы, вероятно бы, наблюдали типичную озоновую дыру.

Дело в том, что на высоте около 12 миль (20 километров) температура в течение сентября была на 29 градусов F (16C) теплее, чем в среднем. Это был самый теплый сентябрь за последние 40 лет. Но каким образом глобальное потепление повлияло на размер озоновой дыры? Во-первых, аномальная погода ослабила антарктический полярный вихрь, что позволило воздуху опуститься в нижнюю стратосферу. Благодаря этому, образование полярных стратосферных облаков было сведено к минимуму. А ведь именно они являются главными виновниками в процессе разрушения озонового слоя. Во-вторых, погодные условия поспособствовали тому, что богатый озоном воздух «перенесся» в район озоновой дыры над Антарктидой. Эти два фактора и привели к высокому уровню озона.

Остаётся добавить, что за последние 40 лет погодные условия уже третий раз препятствуют разрушению озонового слоя. Аналогичные явления в антарктической стратосфере наблюдались в сентябре 1988 и 2002.