Тайна древних подземных континентов раскрыта

25.09.2019

Примерно 4,5 миллиардов лет назад Земля сформировалась как планета. Но что находится под земной корой, до конца так и не изучено. Ученые Калифорнийского университета в США решили исследовать находящиеся на глубине 2900 километров огромные массы породы — размером с континент. Прежде считалось, что называемые крупными областями с низкой скоростью сдвига (LLSVP) образования — это остатки океанических плит, которые находятся в мантии с момента формирования Земли, прилегая к внешней оболочке ядра планеты. Но оказалось, их природа гораздо сложнее.

Одна из структур расположена под Тихим океаном, вторая — под Африкой, поперечнике они достигают нескольких тысяч километров, а в толщину — около тысячи. Специалисты многие годы искали связь между LLSVP и геохимическим составом земной коры над ними, думая, что в результате тектонических процессов фрагментами океанической коры эти структуры погрузились в мантию.

Но выяснилось, что LLSVP сформировались в начале образования Земли и даже выжили при столкновении нашей планеты с другим небесным телом, что привело к появлению Луны. И за все прошедшие годы их материал так и не смешался с остальной частью мантии. Статья с результатами научной работы опубликована в журнале Geochemistry, Geophysics, Geosystems.