Против рака. Российские учёные смогли изменить пространственную структуру генома

Российские учёные сделали ещё один шаг на пути борьбы с раком. Они впервые показали, что на пространственную организацию генома (3D-геном) можно воздействовать низкомолекулярными соединениями. Это чрезвычайно важно – ведь большинство лекарств состоит как раз из таких соединений.

Это исследование может дать определенный толчок к поиску новых низкомолекулярных соединений, меняющих пространственную организацию генома и, таким образом, воздействующих на экспрессию генов,

– говорит один из авторов статьи, заведующий лабораторией стабильности генома Института биологии гена РАН Омар Кантидзе.

Как известно, наследственный материал всех живых организмов на Земле заложен в ДНК. И хотя формула у неё линейная, в ядре клетки она уложена так, что вроде бы удалённые участки могут оказаться рядом. Именно на уровне упаковки ДНК в ядре клетки работают важные регуляторные механизмы, которые и контролируют работу генов.

Мы использовали соединение из группы кураксинов. Оно связывается с ДНК и изменяет ее физические характеристики таким образом, что от ДНК отсоединяется один из белковых факторов, важных для поддержания пространственной организации генома. Так вызываются заметные изменения в 3D-геноме, приводящие к подавлению работы ряда генов, в первую очередь, онкогенов, обеспечивающих жизнеспособность раковых клеток,

– объясняет заведующий отделом функциональной геномики Института биологии гена РАН Сергей Разин.

Результаты этой работы открывают новое направление в создании эпигенетических лекарств. Ведь низкомолекулярные агенты, прямо влияющие на 3D-геном, до сих пор известны не были.

Работа проходила в сотрудничестве с учеными из МГУ имени М. В. Ломоносова, Института биоорганической химии имени академиков М. М. Шемякина и Ю. А. Овчинникова РАН, Онкологического центра Розуэлла Парка (США) и Онкологического центра Фокс Чейз (США).