Пролить свет на рак. Создан новый флуоресцентный белок

24.05.19

Новый шаг на пути борьбы с онкологией. Биофизики из МФТИ в сотрудничестве с французскими и германскими учеными сконструировали новый флуоресцентный (светящийся под действием внешнего облучения) белок с новыми свойствами. Он может помочь в изучении развития раковых опухолей. Работа опубликована в журнале Photochemical & Photobiological Sciences.

Вначале ученые обнаружили белок в клетках одной из термофильных (живущих при высоких температурах окружающей среды, обычно в горячих источниках) бактерий. Затем методами генной инженерии они сконструировали последовательность ДНК, которая воспроизводит только флуоресцентный фрагмент, «отрезав» все то лишнее, что лишь увеличивает размер белковой молекулы.

На следующем этапе ген, в котором закодирован новый белок, ученые подсадили в клетки другой бактерии — обычной кишечной палочки, — которая после этого стала фабрикой для производства нового флуоресцентного белка с особыми свойствами.

Трехмерная структура флуоресцентного белка. Источник: Photochemical & Photobiological Sciences.

«Наш белок, во-первых, более термостабилен по сравнению с аналогами: он разрушается только при 68 ºC — Во-вторых, он обладает миниатюрными размерами в сравнении с большинством применяемых сейчас громоздких флуоресцентных белков. И может светиться в бескислородных условиях», — объясняет научный сотрудник лаборатории структурного анализа и инжиниринга мембранных систем МФТИ, Вера Назаренко.

Подсаживая флуоресцентные белки в живую клетку, ученые добывают важнейшие данные о жизни и смерти клеток. Флуоресцентная микроскопия — один из лучших инструментов изучения механизмов возникновения и развития злокачественных опухолей.