Анча Баранова: коронавирус не подобреет, и на ближайший год позитивного прогноза у меня для вас нет

09.07.2021

Несколько дней подряд смертность от коронавируса в России остается рекордно высокой – умирает более 700 человек в сутки. Ситуация усугубляется тем, что, несмотря на резкий подъем вакцинации, полностью привито в России только 12,66% населения. Чуть более 18% получили первый компонент вакцины. В пять раз меньше, чем нужно для создания коллективного иммунитета.

Еще один негативный фактор – доминирование относительно нового и агрессивного дельта-штамма. Врачи отмечают более тяжелое течение болезни и говорят о высоким риске необратимых осложнений.

О том, как ведет себя дельта-штамм, о страхах вокруг вакцин и прогнозах развития эпидситуации ПОИСК поговорил с вирусологом, доктором биологических наук, профессором Школы системной биологии Университета Джорджа Мейсона (США) Анчей Барановой.

ПОИСК: Ситуация сейчас выглядит гораздо более печальной и тревожной, чем в первую волну. Почти 80% ковидных коек в больницах занято. Много смертей. Это все индийский штамм?

БАРАНОВА: Не только штамм, про него я расскажу позже, еще и люди. Мало привитых, много заболевших. Больницы перегружены, а медперсонал устал. Отделения переквалифицируются на реанимационные, но врачей-реаниматологов больше не становится. И они тоже болеют, уходят, на их место встают врачи других специальностей. Все это влияет на то, какое количество внимания и профессиональной помощи получает отдельный больной. Врачи уже перешагнули порог, за которым начинается усталость и выгорание, а тут новая волна. Помните, в начале пандемии мы говорили о том, что наша задача снизить нагрузку на здравоохранение, на врачей, на больницы и сделать кривую заболеваемости более плоской, ровной — flatten the curve? В качестве мер предлагались маски, перчатки, социальная дистанция, локдауны и так далее…

ПОИСК: Но тогда не было вакцины, а сейчас мы начали вакцинироваться…

БАРАНОВА: Предположим, сейчас в России около 15% вакцинированных. Но это еще свежие проценты, многие получили вакцину неделю назад. То есть из пятнадцати 5% находятся в процессе формирования иммунного ответа. 15% процентов станет твердой цифрой в конце июля. Это значит, что сегодня ситуацию в России надо рассматривать так же, как когда вакцины не было…

ПОИСК: То есть надо по-прежнему сохранять социальную дистанцию, носить маски, мыть все антисептиками, закрывать школы, уходить на удаленку?

БАРАНОВА: Да. Только так можно снизить нагрузку на больницы и врачей, пока не будет сформирован коллективный иммунитет. А у нас что делается? Массовые мероприятия и гуляния по всей стране. Все это вызвало новый всплеск заболеваемости. Плюс зашел новый штамм – дельта – который вытеснил все другие штаммы.

ПОИСК: Мы уже знаем, что дельта-штамм очень заразен, агрессивен и способствует тяжелому течению болезни. Можно простыми словами рассказать, что он из себя представляет?

БАРАНОВА:  Можно и простыми словами. Представьте, что вирус – это инструкция делать побольше копий самого себя. И вот вам по почте прислали письмо от налоговой инспекции с напоминанием оплатить какой-то налог. Положили в почтовый ящик, дали инструкцию, сколько и где оплатить, и все. Ну, неприятно, да. Может, вы даже расстроитесь, что надо что-то заполнить и еще деньги перевести. Вот так к вам приходит стандартный коронавирус – немного неудобств и простая инструкция, что делать. А теперь представьте, что к вашему дома с мигалкками в сопровождении полиции подъезжает специальная курьерская машина и по громкоговорителю вам сообщают, что надо срочно оплатить этот несчастный налог. Смысл послания не изменился, но вы пугаетесь, все бросаете, снимаете последние деньги и бежите выполнять инструкцию. Это приехал дельта-штамм. Он дает клетке более жесткие инструкции. Вместо того, чтобы, например, делать 10 тысяч единиц вирусов в минуту, ваш организм производит 25 тысяч.  Это значит, что ваши клетки напрягаются таким образом, что сил для других важных вещей, для собственного жизнеобеспечения уже нет. Вот есть у вас какие-то мощности по производству белка, но вместо того, чтобы пустить их на производство антител для борьбы с коронавирусом, они работают на сам вирус, а ваш иммунный ответ стимулируется по остаточному принципу. Это первое объяснение, почему патогенез дельта-штамма более сильный – потому что инструкция усиленная.

ПОИСК: А второе объяснение?

БАРАНОВА: Дельта-штамм научился уходить от встречи с антителами. Представьте себе клетки, которые стоять рядом друг с другом, образуя ряды. Своим бочком они соприкасаются друг с другом, а сверху, над ними, тканевая жидкость. Когда вирус, попавший в клетку, размножился в ней, новые вирусы выходят из клетки, отпочковывась от ее поверхности. И там, в межклеточном пространстве, его уже поджидают антитела. Если вируса слишком много, он может разорвать клетку, вывалиться из нее, и опять-таки столкнуться с антителами. Антитела большие, они не могут проникнуть в клетку и там покалечить вирус. Они могут нейтрализовать вирус только снаружи клетки.

ПОИСК: Если бы я была вирусом, я бы не покидала клетку …

БАРАНОВА: “Дельта” сделал то же самое. Вместо того, чтобы отпочковываться с поверхности клетки, он стал уходить вбок, там где клетки соприкасаются между собой. То есть, прогрызать боковые ходы. И при этом клетки начинают соединяться своей цитоплазмой, что в норме они не должны делать. Проникать из клетки в клетку вирус начинает по этим ходам. В результате получается одна гигантская клетка. Например, 100 клеток организуют единую систему – синцитий. И происходит следующее: пока вирус внутри этого синцития гуляет и размножается, иммунная система не может к нему прорваться, он ускользает от антител.

ПОИСК: В таком случае, дельта должен быть вообще неуязвимым…

БАРАНОВА: Дело в том, что у нас есть наша собственная иммунная система — Т-клеточное звено, невидимая рука иммунитета. Она распознает клетки, в которых вирус реплицируется, но пока еще не вышел, и … просто выгрызает их. И вот Т-клеточный иммунитет съедает «нехорошие» клетки, соседние ряды смыкаются и все в порядке. Потеря одного бойца не мешает стройности рядов.

ПОИСК: Вы говорили, что пораженных клеток много и они образуют синцитий…

БАРАНОВА: Именно так. Т-клеточный иммунитет в этом случае выгрызет не одну, а 100 клеток-соседей. Он, конечно, победит. Но только здоровые клетки уже не будут способны сомкнуть ряды. Между ними будет слишком большое пространство, которое невозможно залатать живыми клетками. Такая дыра может быть заполнена только неживым матриксом — коллагеном. Эта заплатка — фиброз, рубцовая ткань. Когда этот фиброз образовался в легких, то откатить назад уже невозможно.

ПОИСК: Получается, что люди при дельта-штамме не только быстрее заражаются, но и последствия болезни могут оказаться необратимыми?

БАРАНОВА: Да. Если раньше мы видели, что вот есть пациент, у которого по КТ 75% поражения. Но его вылечили, выписали, дома он проходит реабилитацию, надувает шарики. Месяц, три, полгода. Снова КТ – там остаточные 10% поражения. Да, человек не будет бегать марафоны, но на третий этаж поднимется без проблем.

А вот с “дельтой” все иначе. После болезни можно год надувать шарики, ходить на физиопроцедуры, это все полезно. Но фиброз, сам рубец никуда не уйдет. Будут утрачены основные функции легких – газообмен и хранение кислорода. Это может даже привести к инвалидности. По крайне мере, по лестнице подняться будет сложно.

ПОИСК: Это ждет всех, кто тяжело перенес болезнь?

БАРАНОВА: “Дельта” на практике не очень хорошо изучен. Так что это пока мои предположения, которые я делаю исходя из свойств синцития и действия Т-клеточного иммунитета. Я думаю, что осложнений, связанных именно с легкими, при дельта-штамме ждет большинство. И если уханьский вариант нас беспокоил сердечно-сосудистыми осложнениями, то при дельта-штамме важно обращать внимание на восстановление функций легких. И в этом случае важную роль будет играть реабилитация.

ПОИСК: И вакцинация…

БАРАНОВА: Да, конечно, вакцинироваться надо обязательно. Но если вы сейчас побежите на прививку, просто знайте, что свою эффективность она покажет недели через три. По-хорошему, думать о профилактике надо было еще ранней весной. Но тогда все предпочитали вести разговоры на тему прав и свобод, где и кто кого ущемляет. Сейчас из-за этого промедления и пустой болтовни гибнут люди.

Я часто иллюстрирую это так. Чтобы выйти из дома, вам нужны, например, джинсы. Их очень много – разные модели, разные ткани. Джинсы на пуговицах, на молнии, с высокой талией, с заниженной. Вы размышляете, в каких же из них ваша попа будет смотреть наиболее выигрышно. Вот такой был уровень дискуссий о вакцинировании. В то время как реально вопрос стоял так: выйти из дома в джинсах или в трусах. Пока вы выбирали с молнией или на подтяжках, чтоб нигде вас не ущемляло, вы вообще остались без штанов. А в трусах вас никуда не пускают. Сидите дома, пейте боржоми.

ПОИСК: Вы подробно и очень доступно объяснили поведение дельта-штамма. Но ведь есть и другие. “Лямбда”, “эпсилон”.

БАРАНОВА: Есть. Но значение “эпсилона” в России равно нулю. Его в США “дельта” победила, а уж в России где сейчас доминирует дельта-штамм, ему вообще не проникнуть. Ну, может, будет пара завозных случаев попугают народ, но шансов нет никаких.

ПОИСК: То есть «дельта» – самый агрессивный на сегодняшний день?

БАРАНОВА: За исключением «лямбды». Это перуанский вариант, который победил бразильский и распространился по Латинской Америке. У него тоже плохой патогенез, он тоже способен уйти из-под нейтрализации антител, тоже более заразный. Но почему-то «лямбда» не может победить «дельту». Вы же понимаете, сколько контактов и обменов между США и Латинской Америкой, но, несмотря на это, победы «лямбды» мы здесь не видим. Так что вряд ли он актуален для России. Знаете, в каждом дворе есть самый главный ободранный кот-воитель, который всех гоняет. Сейчас это «дельта», и другой вариант зайти на его территорию не может.

ПОИСК: А «дельта-плюс»?

БАРАНОВА: «Дельта-плюс» – это не отдельно стоящий штамм, хоть и опасный. Он возникает на фоне существующего в каждой местности дельта-штамма. Он не завозной. По заразности он как «дельта», на ее фоне распространиться ему будет сложно. Так что погоды он тоже не сделает.

ПОИСК: Давайте о хорошем. Вирус может подобреть и перестать вести себя агрессивно? Ему же тоже надо на ком-то жить …

БАРАНОВА: Вы знаете, не подобреет. Я тоже так раньше думала. Но, к сожалению, очень много людей, которые и не болели, и не вакцинировались. Они могут стать носителями и распространителями, так что на ближайший год позитивного прогноза у меня для вас нет.

Но хорошее все-таки скажу. Если вы заболели коронавирусом в первую волну и думали, что вам не повезло, что вы оказались не в том месте и не в то время, катаясь на лыжах в Италии, то сейчас относитесь к этому как к подарку. А если поверх всего этого вы еще и провакцинировались, то получаете отличный иммунный ответ. Бриллиантовый. У вас будет такой высокий уровень антител, который вирусы будет уничтожать еще на подлете. Как система ПРО. Вы точно защищены лучше, чем те, кто получил вакцину с нуля.

ПОИСК: Некоторые отказываются от вакцинации, ссылаясь на хронические заболевания: диабет, аутоиммунные и онкологические заболевания.  Бывают случаи, когда и врачи поддерживают пациентов в отказе от прививки. Что делать?

БАРАНОВА: Врачам – повышать квалификацию. Пациентам – делать прививки.  Противопоказаний к вакцинации на самом деле мало. Только острые стадии различных заболеваний. Если у вас герпес и насморк, отложите вакцинацию на две  недели. Аутоиммунный тиреоидит при гормональной компенсации, псориаз, а уж тебе более крапивница и атопический дерматит не является противопоказаниями и не дают никаких особенных осложнений. Пациентам на иммуносупрессивной терапии можно рекомендовать сделать перерыв, «окно», в которое и пройти вакцинацию. При рассеянном склерозе или волчанке сначала снимается обострение, потом проводится вакцинация. Диабет – это вообще фактор риска тяжелого течения коронавирусной инфекции. Людям с диабетом вакцинироваться надо в первую очередь. У них ремиссий и выздоровлений по их основному заболеванию ждать не приходится. Им нельзя давать совет прийти на прививку через год, когда «диабет пройдет».

ПОИСК: Люди опасаются тромбозов после прививки. Хотят знать, как можно предупредить такое осложнение.

БАРАНОВА: В России вообще не стоит этого боятся. Осложнений в виде развития тромбоза при вакцинировании «Спутником» не наблюдалось. Есть, правда, врачи-перестраховщики, которые рекомендуют пациентам принять антикоагулянты перед прививкой, якобы для защиты от тромбозов. Но это приносит больше вреда чем пользы! У этих препаратов есть свои побочные эффекты. А еще есть группа людей, которые пьют иммуносупрессанты (препараты, угнетающие иммунитет) перед вакцинаций. Зачем? Чтобы не дать антителам образоваться? Но ведь это как купить себе Lamborghini – суперавтомобиль, отличный разгон, прекрасная скорость – а потом спустить шины, чтобы не так быстро ехал. А что? Lamborghini есть, сертификат о том, что он приобретен, есть, а ехать мы будем медленно, потому что а вдруг что. У тех, кто вакцинируется на фоне имунносупрессивных препаратов логика примерно такая же.

ПОИСК: Можно ли заболеть коронавирусом ОТ прививки?

БАРАНОВА: ОТ – нельзя. В прививке нет коронавируса. Там есть аденовирус, который не размножается и в который встроена одна часть коронавируса. Ее недостаточно для размножения. Но случаи, когда люди заболевали после вакцинации есть и их много. Это связано с тем, что сам факт того, что вы пошли на прививку в пункт вакцинации, несет в себе риск заражения. Вы стоите в очереди, заходите в кабинет, где до вас мог быть бессимптомный носитель, в кабинете может быть плохая вентиляции и так далее. Что можно посоветовать: выбирайте небольшие прививочные пункты, куда можно прийти по записи, и носите респиратор FFP2, когда стоите в очереди.

ПОИСК: Привитые люди выделяют вирус в таком же количестве, как и не привитые?

БАРАНОВА: По «Спутнику» у нас таких данных нет, есть по Pfizer, так что можно предположить что и при «Спутнике» примерно то же самое. Да, привитый может и подхватить вирус, и распространять его. Но делает это в меньшем объеме. Так что прививки тоже помогают сдержать распространение инфекции.

ПОИСК: Наряду с антиваксерами, есть и группа любителей «коктейлей» из разных вакцин. Например, осенью в России “Спутник”, поехали в Европу догнались “Pfizer”, может, еще и “AstraZeneсa” сверху. Как вы относитесь к таким сочетаниям?

БАРАНОВА: Такое делается и в рамках клинических испытаний.  Есть данные из Великобритании, где люди делали одну дозу “AstraZeneсa”, а потом дозу “Pfizer”. Иммунный ответ был отличный. “Спутник” как “AstraZeneca”, только посильнее – там все-таки два разных аденовируса. И если у вас есть возможность после первого компонента “Спутника” поставить себе “Pfizer” – не вижу проблем.

В России сочетать разные компоненты вакцин сложно, если не невозможно, из-за особенностей процедуры вакцинирования. Система вам просто не разрешит это сделать. А с точки зрения биологии, комбинация компонентов вакцин возможна.

ПОИСК: Сейчас те, кто привился полгода назад “Спутником”, начинают ревакцинацию. Какая вакцина подойдет для такого случая?

БАРАНОВА: Невозможно сейчас сказать. С одной стороны, “Спутник” сильнее. Но с другой, есть люди, у которых вторичная реакция на “Спутник” может быть снижена. Возможно, им бы подошел “Ковивак”, но мы не можем этого знать. У нас нет тестов, чтобы заранее выявлять, каким людям какой вакциной лучше ревакцинироваться. Это пока неизученная область, и я не могу дать рекомендации.

ПОИСК: Тогда самый главный вопрос: когда все это кончится? И мы перестанем носить маски, снова будем летать на отдых в другие страны, спокойно навещать пожилых родственников? К новому году? К следующими лету? Ваш прогноз?

БАРАНОВА: Я сейчас сижу в Северной Вирджинии, в районе, который очень хорошо провакцинирован. У нас есть случаи заражения, но их очень мало. И у меня ощущение, что все кончилось и все нормально. Но в южных штатах США, где привито 30-35%, мы тоже видим рост заболеваемости. Поэтому какая-то волна будет и у нас. Но в США хотя бы есть шанс, что лето пройдет спокойно. О России такого не скажешь – там лето будет сложным. Поэтому я в Россию не еду, хотя раньше летала по 5-6 раз в год. Несмотря на то, что я вакцинировалась “Moderna”, заболеть даже в легкой форме все равно не хочется. Потом, из-за того, что иностранные прививки в России не признаются, мне пришлось бы столкнуться со всеми ограничениями: в кафе не посидишь, в музей не сходишь. Ну, и наконец, я не исключаю локдауна. И я не могу позволить себе задержаться в России и судорожно искать, через какую страну мне вылететь обратно на работу. Так что, дорогие россияне, я теперь из-за вас, непривитых, страдаю. Вакцинируйтесь, пожалуйста. Возможно, к следующему лету ситуация стабилизируется. Я очень на это надеюсь.

Елена Касьянова