Приглашённым редактором в журнале Computers выступит директор Центра нейронаук ТГУ

20.02.2023

Директор Центра нейронаук ТГУ Анастасия Пешковская стала приглашенным редактором в международном журнале Computers (Q2), специальный выпуск которого посвящен вычислительным методам в исследовании человека и общества. Спецвыпуск объединит результаты исследований ученых из России, Японии, Италии и других стран. Участие эксперта из Томского государственного университета поможет точнее сформировать актуальную научную повестку в области моделирования социальных явлений.

По словам директора Центра нейронаук ТГУ Анастасии Пешковской, в настоящее время вычислительные социальные науки – один из мировых научных трендов, и важно, чтобы российские ученые, в том числе исследователи из Томского государственного университета, которые занимаются этим направлением, тоже заявляли о себе.

– Применение методов вычислительных наук в неклассических для них областях знаний, например, общественных науках, психологии и поведенческих исследованиях, научных медиа-кейсах позволило выйти данным направлениям на совершенно новый уровень доказательности, или того, что называется evidence-based findings, – поясняет Анастасия Пешковская.

Междисциплинарные вычислительные науки (Computational Neuroscience, Computational Social Sciences, Computational Biology и др.) – активно развивающиеся направления современных исследований, привлекающие математическое и компьютерное моделирование для изучения и описания процессов и явлений в социальных науках, биологии, науке о мозге. Соединение потенциала вычислительных методов с подходами социальной психологии, поведенческой экономики, теории сетей (Computational Social Sciences) помогает сегодня ученым всего мира в анализе сложных социальных явлений и описании новых данных о человеке и его поведении.

Наиболее актуальными направлениями теоретических и эмпирических исследований сегодня является динамика мнений и поведения людей с течением времени, самоорганизация и развитие социальных сетей и сообществ, как реальных, так и онлайн, отмечает директор Центра нейронаук ТГУ. Эти знания необходимо использовать для борьбы с распространением дезинформации и опасного контента, смягчения поляризации между странами и внутри них, а также для обеспечения и поддержания сотрудничества перед лицом текущих и будущих глобальных вызовов.

– Мы приглашаем коллег, занимающихся данными исследованиями, принять участие в выпуске журнала Computers, статьи для которого уже направили нам авторы из Италии, Японии и Китая. Мы ожидаем оригинальные работы, использующие различные вычислительные методы для изучения таких явлений, как просоциальное поведение, формирование мнений, распространение информации (и дезинформации), эволюция социальных процессов и сетей, – добавляет Анастасия Пешковская.

К работе над выпуском журнала Анастасия присоединилась по приглашению Ивана Козицина, российского математика и исследователя РАН (Москва). Публикация статей специального выпуска Computational Modeling of Social Processes and Social Networks (Моделирование социальных процессов и сетей) будет осуществляться по итогам рецензирования, подать рукопись можно до 10 мая 2023 года на сайте журнала.

Для справки:

Computers — международный научный рецензируемый журнал (Q2, Citescore 3.2, Scopus, WoS, ISSN 2073-431X) с открытым доступом по компьютерным наукам, главными темами которого являются компьютерная и сетевая архитектура и взаимодействие между компьютером и человеком.

УПРАВЛЕНИЕ ИНФОРМАЦИОННОЙ ПОЛИТИКИ ТГУ