Прием антидепрессантов во время беременности может приводить к нарушениям в развитии плода

1.08.19

Российские ученые совместно с коллегами из Швеции и США изучили действие серотонина («гормона счастья») на зародышей разных животных. Результаты исследования могут объяснить влияние этого вещества на протекание беременности и развитие плода у женщин. Статья опубликована в журнале ACS Chemical Neuroscience.

Серотонин — химический регулятор настроения и поведения. Он влияет на все активности организма от эмоций до моторики. В физиологии это вещество наиболее известно как передатчик сигнала между клетками в нервной системе. Давно известно, что изменение уровня серотонина или воздействие на его белки могут приводить к различным порокам развития зародыша. При этом внутриклеточные механизмы таких процессов изучены крайне слабо.  Исследователи обнаружили, что в эмбрионах рыб, моллюсков и морских ежей на ранних стадиях формирования зародыша серотонин попадает в ядра клеток. Под действием специального фермента он присоединяется к белкам и таким образом изменяет их функции.

Как серотонин присоединяется к белкам. Источник: ACS Chemical Neuroscience

Значительно позднее подобные изменения влияют на специализацию клеток, формирование различных тканей, органов и их систем. Данная работа позволила установить, что найденный механизм действия серотонина очень древний и работает сходным образом у разных организмов. Это может объяснять различные нарушения в развитии плода у беременных женщин, принимающих антидепрессанты на самых ранних этапах беременности. Многие из подобных лекарств влияют на уровень серотонина во всем теле.

Обнаруженные учеными новые механизмы взаимодействия серотонина и белков-мишеней в ядрах клеток позволят иначе взглянуть на происходящие в эмбриональном периоде развития процессы. Дальнейшие исследования помогут понять особенности происхождения, условия и причины появлений ряда распространенных врожденных заболеваний.