По капле крови. Сибирские ученые разрабатывают новый способ выявления рассеянного склероза

Быстрый и недорогой способ выявления рассеянного склероза предложили сибирские ученые. Анализ проводится по плазме, выделенной из крови. Результаты исследования опубликованы в журнале Analytica Chimica Acta.

Рассеянный склероз — коварное и пока неизлечимое заболевание нервной системы. Патогенные антитела начинают атаковать основной белок оболочки нервных клеток — миелин. Который отвечает эффективность протекания сигналов через нервные окончания. Разрушение происходит постепенно. Поэтому заболевание может долго не давать о себе знать.

Распознать болезнь сложно и дорого. Приходится проводить магнитно-резонансную томографию и анализ спинномозговой жидкости.

Ученые Красноярского научного центра СО РАН совместно с коллегами из Института фундаментальной медицины и химической биологии СО РАН и Красноярского государственного медицинского университета им. В.Ф. Войно-Ясенецкого предложили выявлять рассеянный склероз с помощью РНК аптамеров и биолюминесцентных белков. Для этого достаточно будет выполнить анализ крови. Рассказывает Василиса Красицкая, кандидат биологических наук, научный сотрудник Института биофизики КНЦ СО РАН

«Мы полагаем, что в будущем, после доработки нашей тест-системы, станет возможным распознавать рассеянный склероз, следить за его протеканием и оценивать эффективность используемой терапии. Наш анализ будет удобным дополнительным инструментом, пригодным в том числе и для широкого первичного обследования пациентов»

— считает биолог

С помощью нового метода распознать здоровых пациентов можно почти со стопроцентной уверенностью. Вероятность того, что пациенты с положительными результатами действительно имеют заболевание — 52%. Стадии болезни тест пока еще различать не способен.