Уборка в космосе. Учёные предложили интересный способ избавиться от мусора на орбите

Как избавиться от космического мусора? Учёные всего мира ломают голову, что делать с тысячами объектов, которые сегодня крутятся на орбите Земли.

Команда исследователей из России, Японии и Германии предложили неожиданное решение — пену-сверхпроводник. С её помощью можно буквально примагничивать и таким образом собирать космический мусор. Об этом сообщила пресс-служба Министерства науки и высшего образования РФ.

Международный коллектив ученых доказал, что большой образец сверхпроводящей пены имеет стабильное и сильное магнитное поле. В отличие от обычных сверхпроводников, пена является легким и прочным материалом с возможностью изготовления образцов большого размера.

— говорится в сообщении

Но созданный материал можно применять и для других целей. Космос — просто идеальная среда для сверхпроводников. Электрическое сопротивление которых исчезает при низких температурах. Они активно применяются для создания сильных магнитных полей и эффекта левитации, датчиков, а также в электродвигателях, генераторах и для транспортировки энергии. Но есть проблема. Размер обыкновенных сверхпроводников ограничен 1-2 сантиметрами. Больший размер может привести к их растрескиванию. Либо к потере свойств.

А вот со сверхпроводящей пеной всё по-другому. Она пористая, создаётся из полиуретана. Затем её пропитывают химическими элементами, которые входят в состав сверхпроводника: иттрий, барий, медь и оксиды. Учёные утверждают, что в таком виде можно получать сверхпроводники практически любых размеров. Пористая структура помогает пене быстро охлаждаться. А небольшой вес сильно снижает стоимость.
Соавтор работы, старший научный сотрудник Института физики им. Л.В. Киренского Денис Гохфельд считает, что сверхпроводящую пену можно использовать в космосе, особенно в спутниках.

Для космических аппаратов особо важно, чтобы материал был небольшого веса, а разработанная пена чрезвычайно легкая. Она на 90% состоит из пор, самого проводника там всего 10%, поэтому она в 10 раз легче, чем обычный сверхпроводящий материал

— пишут учёные

Кроме того, исследователи предлагают, управляя магнитным полем пены-сверхпроводника контролировать причаливание, стыковку и отталкивание космических аппаратов.