Учёные научились оживлять мозг. Что дальше?

Это, конечно, не «Голова профессора Доуэля» Александра Беляева, но американские учёные всё-таки сумели удивить научный мир. Они создали систему BrainEx, которая способна восстанавливать кровообращение и некоторые функции мозга свиньи. Причем мертвой уже в течение нескольких часов. Статья с результатами работы опубликована в журнале Nature.

Специалисты сымитировали пульсирующий кровоток, который проходит через кровеносные сосуды головного мозга при температуре тела, равной 37 градусам Цельсия. Органы были помещены в специальные камеры системы спустя четыре часа после смерти животного. Нейробиолог Константин Анохин считает, что у исследования, безусловно, есть полезный эффект.

Кроме исследования устройства и динамики мертвого мозга, эти подходы могут иметь значение для изучения эффектов различных травм, как они влияют на мозг. А также поиска новых лекарств, которые могли бы замедлять эти процессы смерти,

— уверен учёный

Вместо крови использовался специальный раствор, который не содержал кровяных клеток и коагулирующих веществ, но переносил кислород с помощью соединения на основе гемоглобина, а также включал широкий спектр лекарственных соединений.

В течение шести часов перфузии авторы работы наблюдали снижение темпов гибели клеток, частичное восстановление клеточных функций, включая прохождение импульсов через синапсы.

И хотя исследователи не смогли восстановить восприятие и другие высшие нервные процессы, нейробиологи излучают оптимизм.

Даже если пока речь не идёт о восстановлении нейрологических функций целого мозга, но отдельные участки, например, пораженные инсультом, могут исследоваться. То есть можно найти способы восстановления активности функций клеток поражённых участков. Что поможет существенно увеличить время спасения мозга после инсульта,

— уверен Анохин.

Конечно, человеческий мозг гораздо сложнее мозга свиньи. Но учёные полны оптимизма. По их мнению, дальнейшая работа в этой области позволит сохранять мозг человека отдельно от тела. Как сейчас, к примеру, это можно сделать с почкой или сердцем.