В Эрмитаже открылась «Запасная галерея памятников искусства Центральной Азии II-XIX веков из фондов Эрмитажа. От Индии до Китая»

19.07.2021

В Государственном Эрмитаже состоялось торжественное открытие «Запасной галереи памятников искусства Центральной Азии II-XIX веков из фондов Эрмитажа. От Индии до Китая». Экспозиция представлена в девяти залах третьего этажа Зимнего дворца (№ 342-334). Здесь посетители могут познакомиться с культурой Согдианы и Пенджикентскими росписями, культурой Хорезма, древним городом Хара-Хото и пещерным монастырём Безеклик, произведениями тибетской живописи ‒ с уникальными памятниками культуры
Востока.

По словам Михаила Пиотровского, Генерального директора Государственного Эрмитажа, «вторая запасная галерея ‒ новый элемент в иерархии способов представления богатых фондов Эрмитажа наряду с выставками, филиалами, «спутниками», открытым хранением в Старой Деревне. «Средняя» и «Центральная» Азия сошлись вместе, демонстрируя мир удивительного единства и разнообразия живописи в перекрестии художественных традиций Китая и Индии. Увлекательное зрелище и пиршество для музейных гурманов!»

Огромные пространства Восточной и Центральной Азии ‒ это мир без границ. Восточный Туркестан (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), Средняя Азия (Узбекистан, Таджикистан, Киргизия), памятники тангутского государства Западное Ся из Хара-Хото (автономный район Внутренняя Монголия, КНР), Тибет (Тибетский автономный район КНР), блестящие скульптуры Индо-Китая, (современные Тайланд и Бирма/Мьянма) и Индонезии ‒ это лишь короткий перечень стран,
и народов, искусство которых можно увидеть в залах третьего этажа Зимнего дворца. Содержание и состав памятников экспозиции определены в самом ее названии ‒ «От Индии до Китая», но точнее можно обозначить «между Индией и Китаем».

Единство культуры этих территорий представлено в многообразии религий, стилей, художественного языка, истоком которых была Индия. Показанные памятники ранее никогда не выставлялись, и впервые экспонируются именно в одной галерее, в отличие от основных выставок Отдела Востока, которые расположены на разных этажах и в разных залах. Собранные вместе, они свидетельствуют об общности культур, отражают сложность и разнообразие судеб народов, населявших Центральную и Среднюю Азию в первом тысячелетии н.э. до периода ее исламизации. Хронологические рамки выставки охватывают временной промежуток от первых веков н.э. до XIX века.

Центральная Азия в IV – XIV веках была местом обитания разных народов. В оазисах, расположенных вдоль Великого Шелкового пути, жили тохары, согдийцы, тюрки, индийцы, иранцы, уйгуры, монголы, китайцы. Старинные китайские исторические хроники называли этот регион Западным краем. Ему были свойственны общность истории, единство культуры и духовности, основанной на индийских философских и религиозных учениях, прежде всего буддизме. По Великому шелковому пути в обоих направлениях – с востока на запад и с запад на восток – шли купеческие караваны. С запада – из Индии, Гандхары и Кашмира – двигались проповедники буддизма, с востока – из Китая – отправлялись в опасное путешествие паломники, стремившиеся не только поклониться святыням, но и добыть сутры, священные буддийские тексты. Кроме буддизма, в Согдиане, Хорезме и Парфии и частично в Бактрии главная роль принадлежала местным культам, основанным на древней иранской религии зороастризме.

Но даже в регионах, не затронутых буддийским учением индийское влияние прослеживается в постановке фигур, иконографии божеств, трактовке складок одеяний изображенных персонажей. Сходные сюжеты, орнаменты и иконография бытовавшие, в Индии или Иране, воплощаются в росписях пещерных буддийских храмов Центральной и Средней Азии.

Открывает экспозицию зал No342, где представлены памятники, рассказывающие о влиянии и распространении индийского влияний в Средней Азии. Выдающимся памятником является бронзовая фигура женщины, которая служила ручкой зеркала и была раскопана археологами в могильнике Кара-булак (Южная Киргизия). Здесь можно увидеть археологические находки, происходящие из древней Бактрии (современный Афганистан и Южные районы Таджикистана и Узбекистана) ‒ произведения, относящиеся к периоду Кушанского царства (II-IV вв.), включавшего как области Средней Азии, так и Индии; находки из буддийского монастыря Кара-тепе в Старом Термезе (расположен на Амударье, на современной границе Узбекистана с Афганистаном). О культуре Хорезма ‒ исторической области в низовьях Амударьи, рассказывают фрагменты скульптуры из разных залов дворца Топрак-калы (современный Узбекистан), столицы Хорезма в первые века н.э. Гандхарское влияние очевидно в трактовке женских образов, запечатлённых в рельефах из Хорезма (Гандхара – историко-культурная область на северо-западе полуострова Индостан, один из главных центров буддийского искусства, ныне ‒ территория современного Пакистана и Афганистана). В зале показаны памятники культуры и искусства Хотана (современный Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), очага буддизма на Южной ветке шелкового пути. Хотанские мастера делали и миниатюрные образы будд и бодхисатв в глине, и крупную скульптуру из камня. Разнообразные антропологические типы и лица брахманов, монахов, воинов представлены в коллекции.

Культуре Согдианы ‒ исторической области, существовавшей в бассейне рек Зеравшан и Кашкадарья в V – VIII веках н.э. посвящены два зала (No 341 и No340). Большинство представленных экспонатов происходит из Пенджикента (городище древнего Пенджикента расположено в долине реки Зеравшан, в 60 км к востоку от Самарканда на территории современного Таджикистана). Археологические работы, начатые на городище в 1946 году, продолжаются до сих пор. За более чем 70
лет исследований были открыты дворцы и храмы, кварталы жилых домов и уличная сеть, базары и фортификационные сооружения. Этот археологический памятник уникален по богатству и разнообразию находок: настенные росписи, резной деревянный декор, документы. На экспозиции представлены находки монументальной живописи – стенные росписи, принесшие Пенджикенту мировую славу. Интересно заметить, что большая часть росписей происходит из частных жилых домов богатых согдийцев. В этих залах экспонируются три фрагмента монументальной росписи из Уструшаны (государство в Средней Азии, существовавшее в раннем средневековье территории современного северо-западного Таджикистана). Население там говорило на диалекте согдийского языка. На выставке представлены росписи, снятые на городище Калаи-КахКаха (современный Шахристан в северном Таджикистане, столица Уструшаны). Обращает на себя внимание фрагмент с изображением сидящих под балдахином музыкантов с редкими музыкальными инструментами – персонаж в центре играет на китайской арфе кунхоу, справа – на иранской арфе чанг.

В Восточном Туркестане (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР), на перекрестке дорог и цивилизаций, в результате различных влияний сложился особый тип культуры. Коренное население этих земель – тохары, народ индоевропейского происхождения, ‒ занимало северные оазисы Восточного Туркестана – Турфан, Кучу́, Карашар еще во II – I тысячелетии до н.э. В этом регионе, оказавшимся в центре внимания европейских ученых в конце XIX – начале XX века, целым рядом экспедиций из разных стран проводились археологические раскопки и исследования. Здесь были обнаружены многочисленные памятники, датируемые разным временем и принадлежавшие различным культурам и народам.

В зале No 339 представлены памятники культуры и искусства из Кучарского оазиса (Кучá). Кучá  – ныне один из административных центров Синьцзян-Уйгурского автономного района КНР. Географическое положение Кучи́, соседство с Индией и Ираном, со степными кочевниками и, позже, с китайской империей Тан (618–907 гг.) определили лицо культуры и искусства Кучи́ . Кучá знаменита проповедниками буддизма. Памятники Кучарского оазиса являются хранилищем древнего искусства буддизма в Центральной Азии IV–VIII веков. К первому периоду, то есть IV– VI векам, относятся композиции со сценами проповедей Будды Шакьямуни и собранная из разных пещер сцена оплакивания Будды после ухода в Нирвану. Фигура из так называемой пещеры художников поразительно напоминает аналогичные изображения мужчин из Пенджикента.

Представленные в этом зале фрагменты росписей были собраны в ходе экспедиций выдающихся немецких исследователей Восточного Туркестана Альберта Грюнведеля и Альберта фон Ле Кока в начале XX века. Волею судьбы после Второй мировой войны часть немецкой коллекции оказалась в Советском Союзе. Теперь ряд этих вещей хранится в Эрмитаже, а основная часть произведений искусства и письменности из немецких собраний ‒ в Берлине в Музее азиатского искусства.

Залы No338, No337, No336 объединяют памятники, происходящие из Турфанского оазиса (Турфан) – одного из важнейших центров Восточного Туркестана, находящегося на северной оконечности пустыни Такла-Макан (ныне Синьцзян-Уйгурский автономный район КНР). Турфанский оазис был местом обитания различных народов. Выдающимся памятником искусства и культуры Турфана уйгурского периода является придворный пещерный монастырь Безеклик.

Большие по размеру пещеры Безеклика уйгурского периода (VIII‒XIII вв.) имели собственную иконографическую программу и несколько росписей были посвящены буддам прошлого: это знаменитые композиции большого размера с фигурой Будды центре в окружении бодхисаттв и светских персонажей ‒ Пранидхи (санскритское слово, означающее «обет», данный в присутствии Будды, следовать Учению и достичь просветления). Два фрагмента подобных композиций – «Бодхисаттва, держащий балдахин» и часть фигуры Будды, голова и плечи которого окружены яркими нимбом и мандорлой (сиянием вокруг тела) можно увидеть на экспозиции.

На выставке представлены произведения живописи из других комплексов Турфанского оазиса. Особенно значительны росписи с уникальной, не имеющей аналогий в живописи Восточного Туркестана, композицией «Чистой земли Будды Амитабхи (?). Она происходит из монастыря Туюк-Мазар. После завоевания территорий уйгурских владений монголами изменился стиль живописи и архитектуры: роспись «Знатная монголка в высоком головном уборе бока (Гаочан, XIII в.) выставлена рядом с росписями тибетского стиля из храмов Талалык-булака.

Зал No 335 посвящен памятникам древнего города Хара-Хото (Внутренняя Монголия, автономный район КНР). Хара-Хото – монгольское наименование города (китайское Хэйшуй-чэн – Город на черной реке), находившегося в некогда цветущем оазисе в низовьях реки Эдзингол в южной части пустыни Гоби. Начиная с X века он принадлежал тангутскому государству Западное Ся (982–1227), погибшему в результате монгольского нашествия. История, культура и искусство тангутов занимают
промежуточное положение «между Китаем и Тибетом». Произведения из Хара-Хото характеризуются стилистическими элементами трех художественных традиций: китайской, тибетской и тибето-китайской. В некоторых случаях они перекрещиваются и образуют синтез. Буддизм был важнейшей идеологией государства тангутов, которая определяла художественную жизнь. Руины города, были обнаружены и исследованы Монголо-Сычуаньской экспедицией П. К. Козлова (1907–1909). За городской стеной в захоронении буддийской монахини – знаменитом субургане – были найдены уникальные книги, рукописи, свитки на бумаге и шелке. В зале представлена живопись из Хара-Хото, в том числе написанные на бумаге «Божества Планет», относящаяся к XIII – XIV векам. В зале No 334 выставлены тангка – произведения тибетской живописи. Тангка развешивали в храмах, домах и юртах, их использовали в религиозных процессиях и ритуалах. Тангка делали и очень
маленькими, миниатюрными и огромными, их писали водоразмываемыми красками на полотне или шёлке, предварительно загрунтованном смесью из мела и клея.
Кроме живописных произведений, существовали тангка, выполненные в технике аппликации, вышивки, тканые (кэсы) и отпечатанные ксилографическим способом. В интерьерах храмов живопись сочеталась с буддийской скульптурой, дополняя ее.

На выставке показаны тангка из собраний, сформированных в начале XX века выдающимися исследователями Центральной Азии Э.Э. Ухтомским, Ю.Н. Рерихом, и также из более поздних приобретений Государственного Эрмитажа.

Пресс-служба Государственного Эрмитажа

Нет комментариев