Общественная палата обсудила проект постановления о просветительстве

02.05.21

В Общественной палате РФ прошли общественные слушания, касающиеся подготовки предложений к проекту постановления правительства «Об утверждении Положения об осуществлении просветительской деятельности». О состоявшейся дискуссии рассказала пресс-служба ОП.

Напомним, что сами поправки в закон «Об образовании», и проект постановления вызвали широкую общественную дискуссию. Председатель Совета при Президенте РФ по развитию гражданского общества и правам человека Валерий Фадеев пояснил, что логика проекта постановления связана с темой иностранных агентов, негативного влияния на образовательную сферу. Новые требования в части ограничений для деятельности иностранных агентов в сфере просвещения поддержал и первый заместитель председателя Комиссии ОП РФ по развитию информационного сообщества, СМИ и массовых коммуникаций Александр Малькевич, предложивший уточнить обязанности блогеров и стрим-платформ в свете принятия поправок о просветительской деятельности.

По мнению заместителя министра просвещения Андрея Корнеева, принятый федеральный закон, возможно, неправильно трактуют.

«В нем нет вопросов регулирования просветительства в сети Интернет, в СМИ, нет положения, касающегося какого-либо реестра просветителей и государственного контроля — это моменты, которые вызывали больше всего вопросов. Единственное ограничение, единственный запрет, который содержится в федеральном законе, — это недопустимость использования просветительской деятельности для разжигания расовой, религиозной, социальной, национальной розни и далее по тексту»,

— пояснил чиновник, указав, что постановление определяет порядок осуществления просветительской деятельности в организациях образования, науки и культуры, а также порядок проведения контроля над ней, сказал он.

«Проект положения оказался в центре внимания экспертов и профессионального сообщества, которых волнует, на кого будут распространяться требования данного постановления: только на тех, кто непосредственно взаимодействует с организациями образования, науки, культуры, или на любые организации и граждан, ведущих деятельность, попадающую под определение просветительской, в том числе в сети Интернет»,

— обратила внимание председатель Комиссии ОП РФ по развитию дошкольного, школьного, среднего профессионального образования и просветительской деятельности Наталья Кравченко.

«У экспертов, у профессионального сообщества много вопросов: на кого будет требование распространяться. Очень важно, чтобы постановление было важно для большинства участников просветительской деятельности»,

— поддержал коллегу заместитель Секретаря ОП РФ Владислав Гриб.

Участники слушаний высказали и другие опасения относительно рисков, которые несет предлагаемый проект постановления. Это — нецелесообразность приравнивания просветителей к педагогическим кадрам, чрезмерность требований, определяющих право на занятие просветительской деятельностью, в том числе запрет на привлечение к такой деятельности лиц моложе 18 лет и не имеющих двухлетнего стажа педагогической деятельности.

В ходе обсуждения эксперты донесли точку зрения благотворительных фондов, которые полагают, что предлагаемые проектом постановления требования сильно осложнят им жизнь. Бизнес-сообщество видит коррупционную составляющую в предлагаемом механизме. Научное сообщество рассматривает предлагаемый проект постановления как типичный пример избыточного регулирования, повышения бюрократической документационной нагрузки на учреждения.

Представители музейного сообщества, для которого просветительская деятельность — один из уставных видов деятельности, опасаются, что новый закон сократит огромный массив просветительских мероприятий, проводимых музеями. Студенческое сообщество выразило уверенность в том, что проект постановления ограничивает возможность ведения студенческими организациями просветительской деятельности на территории вузов. Свои опасения высказали и самозанятые, которым непонятно, каким образом это отразится на их деятельности.

Эксперты выступили за то, чтобы под регулирование попадали только те проекты, которые претендуют на дополнительное финансирование от государства, подчеркнув, что положение должно регулировать отношения с просветителями, которые связаны с государственными деньгами, а с иностранными агентами достаточно других блокирующих актов.

Также эксперты отметили, что просветительская деятельность настолько разнообразна и распространяется на случаи, которые никто из составителей проекта постановления не учел. Законодателям необходимо прислушаться к практикам для того, чтобы создать действительно рабочий правовой акт. Работу над проектом постановления надо продолжать, решили участники обсуждения.

Нет комментариев