Минобрнауки подвело итоги 2020 года

23.06.21

Состоялось заседания коллегии Министерства науки и высшего образования, на котором обсуждались итоги работы ведомства в 2020 году и задачи на текущий год.

В числе ключевых задач министерства на нынешнем этапе глава Минобрнауки Валерий Фальков отметил укрепление науки и высшей школы в регионах, создание условий выпускникам школ для получения доступного и качественного высшего образования в непосредственной близости от места жительства.

В 2020 году был доработан механизм планирования и распределения контрольных цифр приема на обучение за счет федерального бюджета, при этом усилена роль регионов. Запросы на бюджетные места в первую очередь теперь формируются в субъектах федерации, с учетом потребностей их экономики и социальной сферы, а также исходя из демографической ситуации.

По поручению Президента РФ было существенно увеличено количество бюджетных мест. На 2020/21 учебный год дополнительно установлено 11433 места, при этом приоритет отдавался региональным вузам – они получили 84% дополнительных мест (9,5 тыс. мест). В результате была обеспечена доступность бесплатного высшего образования для 57% выпускников школ. По программам бакалавриата и специалитета вузам установлено 392 185 мест.

В 2020 году продолжена реализация механизма целевого обучения. Были подготовлены и внесены изменения в нормативные правовые акты, регламентирующие целевое обучение. Общее количество зачисленных по квоте приема на целевое обучение в 2020 году составило 50373 человек, из них за счет средств федерального бюджета — 48772 человек. При этом наибольшее количество зачисленных было по таким направлениям подготовки, как «Лечебное дело», «Педиатрия», «Педагогическое образование». Отмечен также рост приема на целевое обучение по программам аспирантуры (прирост 42,9 %).

В числе мер, расширяющих возможности получения высшего образования, — предоставление образовательного кредита. В 2020 году выдано 12887 образовательных кредитов с государственной поддержкой. Для повышения привлекательности условий предоставления образовательных кредитов в 2020 году снижена ставка для заемщиков до 3 процентов и увеличен период отсрочки их выплаты.

В 2020 году завершена актуализация ФГОС ВО (утверждено 210 стандартов) в соответствии с требованиями профессиональных стандартов. Закончен также Проект повышения конкурентоспособности ведущих российских университетов среди ведущих мировых научно-образовательных центров (Проект 5-100).

Он, по словам министра, оказал существенное влияние на развитие российской системы высшего образования и науки.

Как напомнил Фальков, работа по нацпроекту «Наука» проходила в рамках трех федеральных проектов: «Развитие научной и научно-производственной кооперации», «Развитие передовой инфраструктуры для проведения исследований и разработок», «Развитие кадрового потенциала в сфере исследований и разработок».

Минобрнауки продолжало совершенствовать государственную систему аттестации научных кадров высшей квалификации. Расширялась практика применения новой модели научной аттестации — самостоятельного присуждения ученых степеней ведущими научным организациями и вузами. Сегодня новую модель научной аттестации реализуют 30 организаций (5 научных организаций и 25 вузов). Также расширен перечень отраслей науки, в рамках которых эти учреждения имеют право самостоятельного присуждения ученых степеней.

Успешно прошел первый этап пилотного тестирования суперсервиса «Поступление в вуз онлайн». В период приемной кампании 2020/21 учебного года было подано более 80 тыс. заявлений от 20 тыс. поступающих через Единый портал государственных и муниципальных услуг. Около 1200 абитуриентов поступило в российские государственные вузы с использованием суперсервиса, который предусматривал возможность подачи заявления о приеме в 54 государственных вуза.

В 2020 году создана и введена в опытную эксплуатацию единая цифровая платформа научного и научно-технического взаимодействия, организации и проведения совместных исследований в удаленном доступе, в том числе с участием зарубежных ученых. Введено в эксплуатацию 13 объектов капитального строительства, в том числе 4 объекта научных учреждений и 9 вузовских.

Что касается стоящих перед отраслью задач, то в 2021 году Минобрнауки продолжит модернизацию системы науки и высшего образования, в том числе, реализуя нацпроект «Наука и университеты». Отдельно министр выделил Программу стратегического академического лидерства «Приоритет-2030», которая разработана для того, чтобы вузы вносили больший вклад в достижение национальных целей и сбалансированное пространственное развитие страны, а также для обеспечения доступности качественного высшего образования в регионах.

Кроме того, задачей ведомства будет «реализация новых подходов, определяющих новую систему управления в науке», разработка новой государственной программы в области научно-технологического развития РФ.

Полный текст доклада доступен ЗДЕСЬ.

Нет комментариев