Новые аддукты органических гидропероксидов помогут лечить рак

Ученые из Института общей и неорганической химии имени Н.С. Курнакова РАН (Москва) и Еврейского университета в Иерусалиме (Израиль) синтезировали три новых аддукта органических гидропероксидов. Первый является производным трет-бутил гидропероксида — одного из самых распространенных и доступных органических гидропероксидов. Два других аддукта устроены более сложно и позволяют изучать разветвленные пространственные сети водородных связей.

Авторы проанализировали структуры, которые впервые получили в данной работе, а также структуры уже известных соединений из Кембриджского банка структурных данных. Оказалось, что главную роль в стабильности аддуктов органических гидропероксидов играют водородные связи. В их образовании обычно участвуют частично положительные атомы водорода и отрицательные атомы кислорода.

Аддукты, которые исследовали ученые, состоят из органического гидропероксида и его калиевой соли. Отрицательно заряженный атом кислорода в соли органического гидропероксида (R-O-O- K+) участвует в образовании прочной водородной связи с атомом водорода из самого органического гидропероксида (R-O-O-H). Наконец, авторы впервые рассчитали энергию водородных связей в аддуктах органических гидропероксидов — показатель стабильности кристаллов.

«Представителей исследуемого нами класса веществ можно использовать для получения синтетических аналогов пероксидсодержащих комплексов, которые играют важную роль в клеточных процессах: дыхании, передаче сигналов, защите, гибели клеток. Поэтому новые аддукты органических гидропероксидов могут быть потенциально полезными для производства лекарств от широкого круга заболеваний, в том числе рака. В дальнейших экспериментах мы проверим их биологическую активность», — рассказал о планах Иван Булдашов.