Ноги, крылья… Главное хвост! Робот-динозавр поможет понять, как птицы научились летать

Робот-динозавр поможет учёным понять, как именно птицы научились летать. Для решения этой задачи международная группа создала модель каудиптерикса — самого крупного нелетающего ящера с крыльями, пишет New Atlas.

gizmag

Эволюция полёта давно интересует учёных. До сих пор считается, что прародители птиц — динозавры — сначала научились планировать, а затем уже встали на крыло. Одним из ярких примеров этого стал знаменитый Археоптерикс. Он жил около 150 миллионов лет назад. Размером с современного ворона, он сочетал в себе черты и птиц, и рептилий. Наряду с клювом и крыльями, обладал острыми зубами и хвостом. Летать полноценно ещё не умел. Вместо этого археоптерикс, как фазан, скорее всего мог лишь подпрыгивать и планировать с ветки на ветку. Но это была важная особенность ископаемого. Именно она, по мнению учёных, стала тем самым элементом, который открыл динозаврам дорогу в небо.

Но что, если некоторые виды научились летать без этой промежуточной фазы — планирования? Это могло бы, ни много ни мало, переписать историю эволюции. Чтобы проверить свою гипотезу, учёные создали робота, который повторяет форму и движения Каудиптерикса. Эта рептилия размером с павлина является самым ранним из известных нелетающих динозавров с крыльями.

Изучив движения робота, исследователи пришли к выводу, что движение крыльев не могло поднять Каудиптерикса в воздух. Но зато он наверняка активно хлопал ими во время бега, чтобы двигаться быстрее.

Хотя это хлопающее движение не могло поднять динозавра в воздух в то время, движение хлопающих крыльев, возможно, развивалось раньше, чем планирование

— рассказывает Цзин-Шань Чжао, ведущий автор исследования.

Согласно полученным результатам, когда Caudipteryx двигался хотя бы со скоростью 2,5-5,8 метров в секунду, вынужденные колебания ног точно заставили бы его махать протокрыльями. А Caudipteryx мог бегать и гораздо быстрее — со скоростью до 8 метров в секунду. Как заявили авторы, следующим шагом исследования станет анализ — какую подъемную тягу генерировали крылья во время взмахов.

Андрей Горбачёв